Закон о охранной и детективной деятельности 2021

Частные сыщики в поисках заработка. Кому выгоден законопроект о детективной деятельности

Закон о охранной и детективной деятельности 2021

02.12.2020 19:41:00

Графика pixabay.com

В 1990-е годы люди в России узнали из американских книг и фильмов о том, что помимо милицейских оперов расследование, оказывается, могут проводить и частные детективы. А затем экономические преобразования и рыночные отношения сделали неизбежным появление в нашей стране закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Законодатель совершенно логично для того времени решил объединить эти два вида предпринимательской деятельности в одном регулирующем нормативном акте. Однако, хотя детективная деятельность была поставлена в названии закона на первое место, начиная с 1992 года у нас более активно развиваются как раз охранные услуги.

С жизнью трудно спорить, а ее специфика тогда была такой, что охрана была нужна многим.

При этом детективная деятельность де-факто осуществлялась по большей части при тех же ЧОП, куда переходили работать бывшие оперативные сотрудники правоохранительных органов.

Получить информацию, проследить и прослушать – вот основной перечень услуг, которые предоставлялись и по умолчанию предоставляются сегодня.

Но это в основном только для проверенных клиентов, которые, получив нужную информацию, потом не спрашивают, как она была получена.

Эта ситуация вроде бы всех устраивала, но вот недавно в информационном пространстве возник проект закона именно о частной детективной деятельности. Сейчас он уже внесен в Госдуму.

Для закона, который регулирует один из видов предпринимательской деятельности на стыке с полномочиями правоохранительных органов, он неплохо подготовлен с правовой точки зрения.

Но если депутаты получат команду на его продвижение, то работы по приведению текста в надлежащий вид, бесспорно, там будет непочатый край.

Однако почему законопроект появился именно сейчас? Что за нужда такая и целеполагание? Чем плохи нормы действующего закона? Сомневаюсь, что в настоящее время в российском обществе резко возросла востребованность услуг частных детективов, так что потребовалось принятие отдельного закона, регулирующего их деятельность. Да еще в разгар пандемии коронавируса, когда любая активность замерла.

С другой стороны, не за горами новые выборы в парламент, надо вносить нужные законопроекты, чтобы успеть их рассмотреть за весеннюю сессию 2021 года.

Такой закон неизбежно вызовет много обсуждений, согласований с правоохранительным и надзорным блоками, а это история не быстрая.

Но если сторонникам законопроекта удастся сконцентрировать политическую волю и внятно объяснить необходимость его принятия, то есть небольшая вероятность провести новую норму в текущем созыве.

Есть еще версия. Принятие законопроекта реструктуризирует рынок данных услуг, даст возможность убрать ненужных и несговорчивых.

А остальных выстроить в новой реальности получения лицензий, прохождения обучения, выдачи удостоверений и т.д. Все же понимают: чем больше полномочий, тем дороже услуги. Да и контролирующий государственный орган в проекте не указан.

Сегодня частный детективный и охранный бизнес контролирует Росгвардия. А вот в проекте о ней ни слова.

Думаю, теперь самое время сказать несколько слов о самом проекте, может быть, после этого что-то прояснится.

Итак, автор текста сузил предмет правового регулирования с частной детективной и охранной деятельности до исключительно детективной, попытавшись параллельно прописать понятийный аппарат.

При этом ничтоже сумняшеся акценты расставляются с самого начала: главной целью детективной деятельности обозначается извлечение прибыли, а защита прав и законных интересов заказчика поставлена на второе место.

Виды профессиональных тайн дополняются новым видом – детективной тайной, которая подразумевает, что частный расследователь не может разглашать полученную информацию без разрешения заказчика. Более того, детектив не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали известны ему от участников судебного процесса.

В перечне услуг, которые оказывают детективы, преобладает сбор различного рода сведений, изучение рынка (разве не тот же сбор сведений о рынке?), выявление фактов, установление биографических данных, проведение расследований, поиск разных категорий лиц, а также без вести пропавших, консультирование, поиск утраченного имущества. Перечень же детективных мероприятий по факту представляет собой урезанные полномочия органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.

Наибольшую печаль кандидатов в частные сыщики вызовут положения о лицензировании (выдается на пять лет на всей территории РФ) в части того, что детективом не может быть гражданин, не прошедший профессионального обучения по специализированному курсу профессиональной подготовки в специализированном образовательном учреждении. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что за этими положениями стоят огромные средства. Никто никого бесплатно обучать не будет. Скорее всего это станет профанацией, входным билетом на рынок для каждого соискателя, который просто нужно будет оплатить. Денежный потенциал у данной нормы – сумасшедший.

Но, как мы уже отметили, по каким-то причинам не прописан уполномоченный государственный орган, который будет осуществлять лицензионные и контрольные мероприятия в отношении детективных организаций и детективов, а также выдавать им вожделенные удостоверения установленного образца.

Большой вопрос вызывает ограничение, в соответствии с которым детективом не может быть гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления. А неумышленного? Убийство, например.

Или любая другая ситуация, когда совершение преступления становится возможным вследствие отсутствия у человека организованности и дисциплины, проявленной небрежности, легкомысленного отношения к возможным тяжким последствиям.

И мы хотим такого человека допустить до деятельности, связанной с охраной прав клиента?

Основной обязанностью детективных организаций прописано добросовестное оказание услуги – нехитро, но должно обнадеживать клиента.

В главе, регулирующей взаимодействие с правоохранительными органами, заявлено, что это возможно только на основании соглашений.

Получается, что детектив будет вправе отказать правоохранителям в информировании о выявленных угрозах безопасности личности, обществу, государству; о готовящихся преступлениях; в оказании содействия в розыске, ссылаясь на отсутствие такого соглашения.

В целом иначе как звездным часом для частных детективов назвать данный проект язык не поворачивается. При этом прописана главная цель детективной деятельности – извлечение прибыли. Хотя, судя по тексту проекта, тут и многие другие участники подобной деятельности не забыты и не останутся в стороне от этого дележа. 

Источник: https://www.ng.ru/kartblansh/2020-12-02/3_8029_kartblansh.html

Сыскная забота: подготовлен закон о детективной деятельности

Закон о охранной и детективной деятельности 2021

В Госдуме разработали законопроект о детективной деятельности (имеется в распоряжении «Известий»). Как сказано в документе, частных сыщиков планируют наделить правом вести розыск не только пропавших без вести людей, но и должников, а также получать необходимую информацию у различных ведомств, включая МВД и ФСБ.

Сами представители детективного сообщества не верят, что законопроект изменит отношение правоохранительных органов к их работе.

А мнения опрошенных «Известиями» экспертов разделились: одни полагают, что законодательная новация направлена скорее на получение выгоды, чем на защиту прав граждан, другие уверены, что частная сыскная деятельность может дополнить и улучшить качество предварительного следствия.

Не охранники, а сыщики

Проект документа о частном сыске разработан депутатом от «Единой России» Анатолием Выборным и готов для внесения в Госдуму.

— В настоящее время детективная деятельность регламентируется в одном законе с частной охранной деятельностью от 1992 года. Хотя две эти сферы практически не имеют ничего общего.

Охранная деятельность направлена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защиту жизни и здоровья охраняемых граждан.

В то время как детективная представляет собой разновидность разыскной, юридической работы, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых услуг, — сказал «Известиям» Анатолий Выборный.

По словам парламентария, отдельный закон необходим и для существенного изменения правового регулирования в этой сфере.

— Законопроект определяет не только правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением детективной деятельности, но также цели и принципы участников, их права и обязанности, правовую защиту, порядок взаимодействия детективных организаций с правоохранительными органами, закрепляет систему гарантий законности их работы, — пояснил депутат.

Кроме того, документ предусматривает появление новых понятий: «детективная организация», «работник детективной организации», «заказчик детективной услуги», «детективные мероприятия», «результаты детективной деятельности», а также «детективная тайна».

Кто будет осуществлять контроль за деятельностью детективов, в законопроекте не прописано. Сейчас функция регулятора возложена на Росгвардию. В ведомстве не исключили, что с принятием документа система контроля может быть скорректирована.

— Сегодня в России зарегистрировано чуть больше 900 частных детективов. И статистика последних лет показывает ежегодное снижение их числа, — заявили «Известиям» в Росгвардии. — В действующем законодательстве понятие «детективная организация» отсутствует, и, соответственно, осуществление такой деятельности компанией является незаконным.

В ведомстве также отметили, что вопросы с переаккредитацией или продлением имеющихся лицензий будут решаться уже после принятия законопроекта.

Вне закона

По действующему законодательству частные детективы имеют право заниматься только розыском без вести пропавших людей, а нововведение позволит им брать и другие случаи, в том числе поиск должников.

Сегодня проводить самостоятельно расследование по уголовному делу частный детектив может только после того, как поставит об этом в известность суд и следствие. Таким специалистам запрещается пользоваться и базами данных правоохранительных органов. При этом все официальные инстанции на запросы детективов не реагируют. Законопроект направлен на изменение ситуации и в этом направлении.

Но в самом детективном сообществе вероятность принятия законопроекта воспринимают пока скептически. Российское общество еще не готово к активной деятельности частных детективов, а ни МВД, ни ФСБ быстро на контакт с частниками не пойдут, считает президент Международной ассоциации детективов IAPD Андрей Матушкин.

— Максимум, что мы сейчас можем узнать, например, учился ли в таком-то вузе конкретный человек. Даже если закон и обяжет ведомства отвечать на запросы частных детективов, это еще не значит, что мы получим всю интересующую нас информацию, — сказал «Известиям» Андрей Матушкин.

По его словам, самое прогрессивное законодательство действует в США, где детективы обладают теми же полномочиями, что и государственные сыщики. Они не только имеют доступ к базам правоохранительных органов, но и обладают правом задержания преступников.

Андрей Матушкин также заметил, что контроль за детективной деятельностью лучше всего передать Минюсту, потому что Росгвардия сегодня лишь ведет учет количества частных сыщиков. Кроме того, необходимо изменить и систему выдачи лицензий. Главным требованием должны быть опыт работы в правоохранительных органах и прохождение обучения у опытных коллег, считает он.

В Минюсте на запрос «Известий» ответили, что законопроект на рассмотрение в ведомство пока не поступал.

Выгода или защита?

Основная цель законопроекта — получение прибыли, так как расширение полномочий частных детективов приведет к удорожанию их услуг, считает член научно-консультативного совета СК России Иван Соловьев.

— Защита прав и законных интересов заказчика в законопроекте поставлена на второе место. А перечень детективных мероприятий по факту представляет собой урезанные полномочия госорганов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, — пояснил «Известиям» юрист.

— Например, в главе, регулирующей взаимодействие частников с правоохранительными органами, прописано, что это возможно только на основании соглашений.

Получается, что детектив будет вправе отказать правоохранителям в информировании о выявленных угрозах безопасности личности, обществу, государству, о готовящихся преступлениях и в оказании содействия в розыске, ссылаясь на отсутствие такого соглашения.

По его словам, законопроект скорее направлен на оживление рынка сыскных услуг. При этом требование обязательного прохождения профессионального обучения может оказаться профанацией, и тогда каждый желающий стать детективом просто сможет купить себе «корочки» сыщика.

У советника Федеральной палаты адвокатов (ФПА) России Нвера Гаспаряна другое мнение. Он считает, что законопроект необходим — услуги частных детективов могут быть востребованы, особенно в больших городах.

Так, они могут потребоваться при сборе сведений, предметов и документов для участников арбитражного, уголовного, административного и гражданского производств, при сборе сведений, предметов и документов для заявителя о преступлении.

— Мало кто способен одновременно пользоваться услугами и адвоката, и детектива.

В уголовном процессе частные детективы могут устанавливать важных свидетелей и получать иную информацию, имеющую значение для дела. В идеале такая деятельность должна дополнять и улучшать качество предварительного следствия. В некоторых аспектах функции адвокатов и частных детективов могут совпадать.

Например, и те и другие вправе опрашивать лиц с их согласия, осуществлять сбор документов. Однако только частные детективы вправе проводить детективные расследования и осуществлять поиск лиц и имущества, сбор сведений, — сказал «Известиям» адвокат.

При этом представитель ФПА не исключил, что активное вовлечение частных детективов в гражданские отношения может создать проблему злоупотребления их своими правами, нарушения тайны частной жизни граждан, присвоения полномочий правоохранительных органов.

Впрочем, законопроект в таких случаях предусматривает, в частности, аннулирование лицензии, прекращение правового статуса детектива, а также контроль за их деятельностью со стороны уполномоченного государственного органа и надзор со стороны прокуратуры.

Источник: https://iz.ru/1088435/elena-sidorenko/sysknaia-zabota-podgotovlen-zakon-o-detektivnoi-deiatelnosti

Грядущие изменения в законодательстве об охране

Закон о охранной и детективной деятельности 2021

Понятие «телохранитель» будет впервые прописано в готовящемся законопроекте о частной охранной деятельности, заявил замглавы Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

«В законодательстве отсутствует понятие телохранителей. Сегодня все поголовно обходят эту норму, потому что ни у кого нет и не может быть договоров на (вооруженную. – Прим. ред.) охрану жизни и здоровья лица. Все договоры заключаются на охрану имущества. Но это же лукавство. Поэтому в нашем законопроекте такая категория появляется», – пояснил депутат.

Хинштейн отметил, что в документ будет включена часть положений уже существующего закона о частной детективной и охранной деятельности, однако они корректируются, исходя из примет сегодняшнего времени.

Кроме того, в законопроекте будут прописаны полномочия частных охранников и ответственность за нападение на них. Об этом он сообщил в интервью РИА «Новости», выдержку из которого мы даем ниже.

– После инцидента в колледже Благовещенска вновь встал вопрос о качестве работы ЧОПов. Вы говорили, что профильный комитет готовит законопроект, который отрегулирует работу этих предприятий. Расскажите поподробнее об этом проекте.

Подготовлен большой законопроект о частной охранной деятельности. Мы считаем необходимым разделить существующую сегодня нормативную базу, потому что с 1992 года действует закон о частной детективной и охранной деятельности.

Но, конечно, детективная и частная охранная – это совершенно разные виды деятельности. Возможно, на старте, в начале девяностых, когда все это было еще экзотично, ново, что-то общее здесь виделось.

Сегодня мы четко понимаем, что задачи, функционал у них совершенно разные.

Да и масштабы разные: у нас менее тысячи частных детективов на всю страну, тогда как в 23 тысячах частных охранных организаций работают свыше 600 тысяч человек – в два раза больше, чем весь личный состав Росгвардии.

Этот закон не будет революционным. Мы переносим на него значительную часть положений существующего закона, но, конечно же, корректируем их, исходя из примет сегодняшнего времени. Например, в законодательстве отсутствует понятие телохранителей.

Сегодня все поголовно обходят эту норму, потому что ни у кого нет и не может быть договоров на охрану жизни и здоровья лица. Все договоры заключаются на охрану имущества. Но это же лукавство. Поэтому в нашем законопроекте такая категория появляется.

Кроме того, мы более детально прописываем и ответственность, и полномочия частных охранников, потому что сегодня частные охранные организации очень активно вовлекаются в работу правоохранительной системы, участвуют в охране общественного порядка.

И этот механизм мы тоже прописываем, в том числе и ответственность за нападение на частных охранников.

Что касается вопросов, связанных с охраной школ. Это проблема не закона, а иных нормативных актов, в первую очередь распоряжений правительства, потому что оно, исходя из требований закона, устанавливает критерии по отбору таких организаций. Наша позиция здесь полностью совпадает с позицией Росгвардии и основывается на двух постулатах.

Первое — необходимы дополнительные требования к частным охранным организациям, претендующим на заключение госконтракта по охране образовательного учреждения. Необходимо уйти от критерия цены, когда именно дешевизна предполагаемых услуг становится главной.

Надо прописать в этом распоряжении дополнительные условия, включая профессиональную пригодность, соответствующий опыт работы.

И второе — надо установить минимальное и максимальное пороговые значения стоимости контракта. Это сделать не сложно.

Более того, такие расчеты сегодня сделаны Росгвардией вместе с негосударственным сектором безопасности, с ассоциацией частных охранных организаций, с их координационным советом.

Есть экономически обоснованный расчет: сколько стоит один пост в месяц, его минимальная и максимальная цена. Сегодня же повсеместно идет демпинг.

В результате на этот рынок заходят непрофессионалы, и зачастую на охране школ находятся не охранники, то есть не люди, проходящие определенную профессиональную подготовку и переподготовку, сдающие экзамены на право пользования специальными средствами оружия, ежегодно проходящие медосмотр, — там находятся работники частных охранных организаций, не имеющие на это вообще никаких полномочий. И это происходит потому, что на торги выходят непрофессионалы, которые просто обрушивают цены, опуская их ниже рентабельности. Ни одну серьезную частную охранную организацию не устроит такая ситуация.

Мы за то, чтобы начальные цены были зафиксированы, и ниже них опускаться было бы невозможно. Но тогда у государства, в свою очередь, появится право требовать с частных охранных организаций работу по полной программе.

guardinfo.online

Источник: https://oxrana1.ru/nevs/gryadushchie-izmeneniya-v-zakonodatelstve-ob-okhrane

Сотрудникам ЧОП хотят дать новые полномочия

Закон о охранной и детективной деятельности 2021

Тушить пожары, в том числе лесные, спасать людей, пострадавших от стихийных бедствий, перевозить грузы и даже дрессировать собак. Всем этим смогут заниматься профессиональные секьюрити параллельно со своей главной задачей.

Это следует из проекта федерального закона «О частной охранной деятельности» (есть в распоряжении «Парламентской газеты»), разработанного депутатом Анатолием Выборным.

По словам автора, документ сейчас проходит финальное согласование в правительстве, а осенью его рассмотрит рабочая группа в Госдуме.

Действующий закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» приняли в 1992 году. По мнению члена Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, документ давно устарел, хотя его не раз пытались реанимировать: изменения претерпели почти все нормы, а некоторые разделы и вовсе были переписаны.

«Тем не менее закон работает до сих пор, хотя за это время изменилось общество, изменилось представление об охране, – сказал депутат. – Корректировка действующего закона о частной охране скорее напоминает латание дыр в давно прохудившемся кафтане. Но, как говорится, в одном месте мы делаем заплатку, а в другом рвётся».

Поэтому Выборный разработал проект нового закона, который, с его слов, «берёт всё лучшее, что было в старом, и вносит новые формы». По сути, в нём отрегулирована вся сфера частной охранной деятельности.

Сегодня по закону охранник может защищать объект и имущество предприятия, задерживать правонарушителей, пропускать и осматривать граждан. Вот, в общем-то, и всё. А, например, переправлять грузы из одного места в другое, спасать людей при экстренной ситуации, пусть и на нештатной основе, охранники не могут — это в документе не закреплено.

И в этом состоит большая сложность, в том числе для самих заказчиков охранных услуг: чтобы перевезти тот же груз, сейчас им приходится отдельно нанимать компанию, которая этим занимается, в то время как с этим справился бы и сотрудник охраны, которому доверили ту или иную ценность.

Ещё в законе не предусмотрено использование охранниками в своей работе охранных и служебно-розыскных собак, обученных поиску взрывчатых и наркотических веществ. «Если быть точнее, то де-факто они и так их используют, — пояснил Выборный. — Но де-юре всё это находится вне правового поля».

По словам парламентария, получается, что сейчас перечисленные виды деятельности в сфере охраны незаконны, но предлагаемый им законопроект исправляет этот пробел. Правда, с оговоркой: на дополнительные виды работ охранникам понадобится отдельная лицензия.

Законопроектом также предполагается, что частных секьюрити могут привлекать к тушению пожаров, причём не только тех, которые возникли на объекте, но даже лесных.

Например, во многих отдалённых населённых пунктах частная охранная организация — единственная структура, которая выполняет функцию по обеспечению безопасности населения.

Но получить лицензию на борьбу с огнём охранникам пока нельзя.

Помимо этого, парламентарий предложил разрешить ЧОПам сдавать в аренду имущество другим коммерческим предприятиям — до сих пор это было запрещено и расценивалось как «осуществление иного вида деятельности».

«Они смогут сдавать транспорт, который не используют, или лишние помещения», — предположил парламентарий.

Кроме того, в нынешнем законодательстве прописано, что ЧОПы должны помогать правоохранительным органам на отдельных мероприятиях, например, с массовым скоплением людей.

При этом в нём не указаны ни дополнительные права, ни полномочия охранников.

А это, в свою очередь, чревато тем, что как охранник, так и руководитель ЧОПа работают на свой страх и риск: заказчик не может заключить с ними никакого соглашения.

«Новый законопроект теперь это регламентирует, — подчеркнул Выборный.

— Тем более что практика последних лет показала необходимость государственно-частного партнёрства в обеспечении безопасности объектов при проведении массовых, международных спортивных мероприятий.

Мы также предлагаем законодательно ввести новую категорию охранников — контролер-распорядитель. Это работник частной охранной организации, прошедший специальную подготовку, который будет отвечать за безопасность на стадионе».

Для наглядности депутат рассказал, что на чемпионат мира по футболу, прошедший в России в 2018 году, Росгвардия привлекла 51 частную охранную организацию. Сотрудники ЧОПов работали на 236 объектах турнира, в их числе — 12 стадионов, 12 удалённых пунктов досмотра транспорта и грузов, 32 базы команд, 36 предматчевых тренировочных площадок, 79 отелей и гостиниц и 65 прочих объектов.

Парламентарий убеждён, что нововведение значительно облегчит положение Росгвардии, сотрудников которой на все объекты просто не хватает. При этом качество государственной охраны от привлечения частников не пострадает.

Источник: https://katun24.ru/news/581014

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.