Оскорбления в сми примеры

Оскорбление чести и достоинства через СМИ: меры ответственности и порядок привлечения к ней, сбор доказательств

Оскорбления в сми примеры
Оскорбление личности – это одно из самых распространённых правонарушений, которое в настоящее время встречается почти повсеместно. Связано это и с низкой культурой образования человека, который высказывает такие угрозы, и с теми обстоятельствами, которые сложились между тем, кто оскорбляет, и тем, кого оскорбляют.

Причин для такого оскорбления может быть большое количество, но они не влияют на то, какими способами такое оскорбление может озвучиваться. Одним из наиболее сложных способов является оскорбление, озвученное с использованием средств массовой информации.

Для привлечения к ответственности за такое оскорбление существует свой порядок действий.

Понятие оскорбления через СМИ

Понятие оскорбления четко сформулировано в статье 5.61 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями данной статьи под оскорблением следует понимать высказывание негативного мнения о конкретном человеке, которое заведомо унижает его честь и достоинство, а также может стать источником разжигания ненависти на различной почве. Оскорбление может быть высказано в нецензурной форме с использованием ненормативной лексики.

Если такое суждение, адресованное конкретному человеку или группе лиц, ограниченной или неограниченной по своей численности, но объединенной каким-либо признаком, например, религиозным, было озвучено с помощью средств массовой информации, то такое деяние уже подпадает под действие части 2 статьи 5.61 Кодекса об административных правонарушениях.

Оскорбления могут носить характер высказываний, направленных на унижение чести и достоинства того или иного человека и иметь целью разжигание различных видов вражды и ненависти.

Такие высказывания подпадают уже под действие статьи 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оскорбление, озвученное через средства массовой информации – это особый вид правонарушения, который ставит своей целью не только унижение чести и достоинства конкретного человека, но и доведение такого мнения об оскорбляемом до широкой аудитории.

Именно по этой причине квалифицировать такое правонарушение достаточно сложно, и наказание по нему может быть назначено как в рамках административного производства, так и на основании вынесенного решения о производстве уголовном (такое решение о переквалификации дела из одной правовой сферы в другую выносит суд по итогам рассмотрения всех обстоятельств, которые до его сведения доведены).

Меры ответственности за оскорбление через СМИ

Так как оскорбление с использованием средств массовой информации – это не «простое» правонарушение, а квалифицированное (то есть более сложное по своему составу, так как имеются отягчающие обстоятельства), то назначенное наказание будет с юридической точки зрения больше.

Так, если оскорбление, получившее распространение через средства массовой информации, было озвучено физическим лицом, то на него налагается штраф от трех до пятидесяти тысяч рублей.

Если такое же правонарушение было совершено должностным лицом, то для него штраф будет находиться в диапазоне от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

В случае, если речь идет о юридическом лице, то на него штраф составит от ста до пятисот тысяч рублей (юридическое лицо подвергается наказанию в случае, если оскорбление от его имени высказал кто-то из его сотрудников с использованием для тиражирования своего высказывания различных средств массовой информации, в том числе и интернет).

Так как средства массовой информации обязаны «фильтровать» тот контент, который они доводят до сведения аудитории, на сотрудников таких организаций возлагается также и обязанность исключать оскорбительный материал (в том числе, с помощью специально осуществляемого монтажа). Если такие действия предприняты не были, то на них также налагается ответственность. Если речь идет о должностном лице, которое ответственно за исключение такого материала из оборота, то на него налагается штраф от десяти до тридцати тысяч рублей.

В том же случае, если оскорбление было допущено политикой действия юридического лица, то на последнее налагается штраф в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Если суд придет к мнению о переквалификации дела из гражданского в уголовное, то наказание будет назначаться уже в соответствии с выбранной для вынесения решения статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Чаще всего наказание назначается по статье 282 Уголовного Кодекса, что подразумевает наказание, начиная от штрафа от трёхсот до шестисот тысяч рублей (в зависимости от того, совершено ли преступление одним человеком или группой лиц, либо должностным лицом с использованием своего служебного положения) и заканчивая лишением свободы на срок от двух до шести лет (размер наказания также устанавливается судом).

Порядок привлечения к ответственности

Оскорбление, которое было нанесено человеку другим человеком с использованием различных доступных средств массовой информации, в некоторых случаях доказать бывает проще, а в некоторых – сложнее. сложность заключается именно в сборе доказательств совершения такого правонарушения конкретным человеком.

Общий же порядок действий не отличается от обычного привлечения к ответственности по статье 5.61 КоАП РФ и состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления прокурору о том, что в отношении заявителя было высказано оскорбление, то есть озвучено высказывание, унижающее честь и достоинство заявителя. В заявлении следует указать, когда именно такое высказывание прозвучало, а также с помощью каких средств массовой информации было растиражировано.
  • Предоставить имеющиеся доказательства того, что такое высказывание было составлено, а также указать, кто является свидетефлями того, что оно было распространено с помощью средств массовой информации.
  • В суде по согласованию с прокурором отразить свою точку зрения при осуществлении собственно судебного производства.

В качестве доказательств того, что такое правонарушение было совершено с использованием средств массовой информации, следует рассматривать:

  • записи эфиров телевизионных и радиопередач, а также трансляций в сети интернет;
  • распечатки статей из печатных средств массовой информации (если речь идет о газетах) либо предоставление скриншотов страниц электронных изданий, если оскорбительный материал был размещен в них;
  • свидетельские показания лиц, которые могут дать конкретную точную информацию о том, когда и кем были высказаны оскорбления в адрес заявителя.

В том случае, если таких доказательств нет, то дело будет рассмотрено только по части 1 статьи 5.61, то есть как «простое» оскорбление.

Оскорбление личности – это административное правонарушение, которое на сегодняшний день может быть совершено как в «простой» форме, то есть путем высказывания, адресованного лично потерпевшему, так и в виде специально растиражированного высказывания. В последнем случае такое высказывание считается квалифицированным, то есть осложненным, правонарушением и наказывается гораздо строже.

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-lichnosti/oskorblenie/chesti-i-dostoinstva.html

Оскорбления, расизм, призывы. Случаи привлечения к ответственности за посты в соцсетях

Оскорбления в сми примеры

ТАСС-ДОСЬЕ.

4 октября 2019 года Мосгорсуд признал законным приговор блогеру Владиславу Синице, осужденному на 5 лет колонии за экстремизм в связи с размещенной им записью в с угрозами в адрес детей сотрудников Росгвардии и полиции.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о случаях привлечения к ответственности в разных странах за публикации в соцсетях, признанные оскорбительными, расистскими или призывающими к противоправным действиям.

Великобритания

В декабре 2014 года форвард английского “Ливерпуля” и член сборной Италии по футболу Марио Балотелли был дисквалифицирован на один матч и оштрафован на £25 тыс. стерлингов за пост в Instagram. Под изображением героя видеоигры Супер Марио была подпись: “Не будь расистом, будь как Марио.

Он итальянский сантехник, созданный японцами, который говорит по-английски, выглядит как мексиканец, прыгает как черный человек и хватает монеты как еврей”. Эта запись была признана Футбольной ассоциацией Англии расистской и антисемитской.

Балотелли же настаивал на том, что он в юмористической форме критиковал расистские настроения в обществе.

Германия

19 августа 2019 года проживающий в Германии чеченец Мохмад Абдурахманов был приговорен к штрафу в €1350 за репост в статьи телерадиокомпании Deutsche Welle о поставщиках оружия террористической организации “Исламское государство” (ИГ, запрещена в РФ).

Материал был проиллюстрирован фотографией вооруженных боевиков с символикой ИГ, Абдурахманов снабдил перепост комментарием: “Не знаю, кто, куда и что поставлял, но на фото изображены автоматы Калашникова”.

Суд ггорода Аугсбург (земля Бавария) решил, что Абдурахманов распространил в интернете запрещенную в Германии с 2014 года символику экстремистской группировки. Адвокат указал, что статью Deutsche Welle перепостили свыше 80 человек, но оштрафован был только Абдурахманов. Сама телерадиокомпания также не подверглась какому-либо наказанию.

Вторым пунктом обвинения в адрес чеченца был перепост двух видеороликов, на которых израильские солдаты натравливают собак на палестинского ребенка. Суд посчитал, что Абдурахманов распространил видео, оскорбляющее человеческое достоинство.

Китай

25 декабря 2018 года суд Нанкина приговорил журналиста Сунь Линя к четырем годам лишения свободы по обвинению в “подстрекательстве к подрыву государственной власти”. Причиной стали несколько его постов в китайских социальных сетях, содержащих критику властей и лозунг “Долой коммунистическую партию!”. Ранее Сунь Линь уже отбывал тюремный срок за свои репортажи.

В 2018 году китайская журналистка Дин Линцзе опубликовала в соцсетях видеоролик с выступлением правозащитников Ли Сюэхуэя и Ван Фэнсяня. Власти сочли, что их высказывания оскорбляют председателя КНР Си Цзиньпина. В итоге 28 декабря того же года суд Пекина приговорил журналистку, а также Ли и Вана к 20 месяцам заключения.

Новая Зеландия

18 июня 2019 года житель города Крайстчёрч Филип Невилл Арпс получил 21 месяц тюремного заключения за репост в видеотрансляции громкого теракта (15 марта ультраправый новозеландский радикал Брентон Таррант атаковал две мечети, убив 51 человека; свои действия он транслировал в соцсети). Впоследствии Арпс опубликовал еще несколько видеороликов, посвященных этому преступлению. В ходе следствия Арпс заявлял, что считает действия террориста “потрясающими” и не испытывает сочувствия или угрызений совести.

За публикации или репосты материалов, связанных с терактом 15 марта, к ответственности были привлечены еще несколько новозеландцев. Так, подросток, чье имя не фигурировало в СМИ, был обвинен в “подстрекательстве к крайнему насилию” за публикацию в фотографии одной из мечетей Крайстчёрча с надписью Target acquired (“цель обнаружена”).

Администрация удалила видеотрансляцию через несколько минут после обращения полиции, однако запись успели посмореть около 4 тыс. раз. В течение 24 часов после съемки было заблокировано более 1,2 млн попыток загрузки данного видео.

США

В январе 2012 года жителю Цинциннати (штат Огайо) Марку Байрону было предъявлено обвинение в оскорбительном высказывании на в адрес жены, с которой он находился в процессе развода.

В частности, он написал: “… Если вы злая, мстительная женщина, которая хочет испортить жизнь своему мужу и полностью отнять у своего сына его отца, то все, что вам нужно сделать, это сказать, что вы боитесь своего мужа или партнера…”.

За свои слова Байрону был обязан ежедневно в течение 30 дней размещать на своей странице в извинения.

Весной 2017 года музыкант из Сан-Франциско (Калифорния) Роберт Перальта был оштрафован на $2500 долларов за “высказывание угрожающего характера в адрес правоохранительных органов”. В своем комментарии на Перальта, обсуждая действия помощника местного шерифа, написал: “Давайте сожжем дом этого ублюдка”.

2 августа 2017 года житель города Акрон (Огайо) Терренс Макнил получил 20 лет тюрьмы за призывы к убийству американских военных. 24 сентября 2015 года он вставил в свой блог Tumblr GIF-файл с надписями: “Хакерское подразделение Исламского Государства”, “Цель: военные США” и “Утечка: адреса 100 военнослужащих США”.

Франция

В июле 2014 года Анн Софи Леклер, активист правого Национального фронта (с 2018 года – Национальное объединение), была приговорена судом города Кайенны (столица Французской Гвианы – заморского департамента Франции) к девяти месяцам заключения и штрафу в €50 тыс. за расистские оскорбления.

Причиной стала публикация на странице Леклер в коллажа из двух фотографий: на первой был запечатлен детеныш обезьяны с подписью “в 18 месяцев”, на второй – темнокожая министр юстиции Франции Кристиан Тобиру с подписью “сейчас”.

С жалобой в суд Кайенны обратилась местная общественная организация Walwari, основанная Кристиан Тобиру. Приговор стал одной из самых обсуждаемых тем во французских СМИ.

В ответ на вопросы журналистов Леклер заявила, что не считает свой поступок расизмом и что она сравнила Тобиру с обезьяной не из-за цвета кожи министра, а из-за ее поведения.

По ее словам, Тобиру вела “себя дико, как обезьяна” и Леклер “предпочла бы видеть, как она висит на дереве, чем смотреть на то, что она делает в правительстве”. После этого Леклер сняли с участия в мунипальных выборах и исключили из Национального фронта. Однако затем решение суда Кайенны было отменено Апелляционным судом Франции. Леклер принесла извинения суду и закрыла свой аккаунт в .

В декабре 2015 года лидер Национального фронта Марин Ле Пен разместила у себя в три фотографии обезглавленных жертв “Исламского государства”, снабдив их подписью “Вот это – ИГ”. Таким образом она решила указать на ошибочность параллелей между ИГ и Национальным фронтом, проводимых некоторыми ее оппонентами в СМИ.

Однако одним из казненных оказался американский журналист Джеймс Фоули, убитый в Сирии в 2014 году. Его родные обвинили Ле Пен в оскорблении, в декабре 2015 года правоохранительные органы начали расследование по данному поводу.

В ноябре 2017 года Национальное собрание Франции лишило политика депутатской неприкосновенности, в марте 2018 года ей было предъявлено обвинение по статье “Распространение сообщений жестокого содержания, подстрекающих к терроризму”, максимальное наказание по которой предусматривает до трех лет тюрьмы и штраф до €75 тыс.

Рассмотрение дела идет в настоящее время. Сама Ле Пен, объясняя свой поступок, заявила, что эти фотографии “доступны любому пользователю Google”.

Турция

31 мая 2019 года “Мисс Турция – 2006” Мерве Бююксарач была приговорена к 14 месяцам тюрьмы условно за то, что в 2014 году опубликовала на своей странице в Instagram сатирическое стихотворение, посвященное коррупционному скандалу в стране.

В прокуратуре сочли это пост “открытым оскорблением” в адрес Реджепа Тайипа Эрдогана, который тогда занимал пост премьера. Сама Бююксарач заявила, что данное стихотворение “до этого было опубликовано в сети 960 тысяч раз” и что она всего лишь привела несколько цитат из него.

В приговоре было указано, что условное наказание станет реальным, если в ближайшие пять лет Бююксарач совершит аналогичное правонарушение.

Источник: https://tass.ru/info/6964132

Оскорбление чувств верующих в публикациях СМИ

Оскорбления в сми примеры

ИМАМБАЕВА А. М.

ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ В ПУБЛИКАЦИЯХ СМИ

Аннотация. В статье представлен анализ примеров оскорбления чувств верующих в западных и российских СМИ. Проведено разграничение между свободой слова и оскорблением религиозных чувств верующих. Проанализирована статистика на фоне изучения тематических законодательных актов.

Ключевые слова: свобода слова, религия, Charlie Hebdo, ислам, христианство.

IMAMBAEVA A. M.

INSULTING RELIGIOUS FEELINGS IN MASS MEDIA PUBLICATIONS

Abstract. The article presents an analysis of some cases of insulting religious feelings in Western and Russian mass media. The author distinguishes between the freedom of speech and insulting religious feelings. The study includes an analysis of relative legislative acts of the Russian Federation.

Keywords: freedom of speech, religion, Charlie Hebdo, Islam, Christianity.

Актуальность работы обусловлена обострением вопросов оскорбления чувств верующих в СМИ. История показывает, что именно чувства верующих всегда и всюду являлись той субстанцией, неосторожное прикосновение к которой вызвало социальные взрывы, которые могут разделяли на части целые страны и континенты.

Цель статьи заключается в обсуждении качества отражения в информационном пространстве религиозных процессов в нашей стране и за рубежом, в преодолении нетерпимости, экстремистских тенденций, воспитании толерантности, патриотизма и высокого профессионализма научного, управленческого, журналистского сообществ и студенческой молодежи.

Как известно, трагедия, случившаяся с расстрелом сотрудников редакции «Charlie Hebdo» [2] привела к печальным последствиям. Безусловно, терроризму нет оправдания. Однако эта террористическая атака вызвала в обществе резонанс и дискуссии относительно допустимого соотношения свободы слова и свободы религии, светскости и чувств верующих в обществе.

После публикации в западных СМИ карикатур на пророка Мухаммеда, который в исламе является одним из самых почитаемых и святых для мусульман, изображение которого является недопустимым по канонам религии, вызвала массовые протесты среди мусульман всего мира. Возмущение публикацией таких карикатур высказали и мусульмане нашей страны.

Например, в Москве около посольства Дании – страны, где впервые в газете

появились оскорбительные рисунки, – прошла акция протеста.

Карикатуры «Charlie Hebdo» не только антиисламские. Они в равной мере и антихристианские, и антииудейские. В фокусе поругания оказалась любая система ценностей, основанной на религиозном мировосприятии.

Суть подобных дискуссий чаще всего возводилась к трем основным точкам зрения: либеральной, консервативной и антизападной.

Мы стараемся придерживаться мнения консервативной точки зрения, так как, по мнению либералов, свобода слова священна, и каждый может высказывать свои мысли и убеждения, как считает нужным, даже если это связано с жесткой критикой религиозной или иной моральной системы [1].

По мнению консерваторов, религиозный экстремизм – следствие мультикультурности и чрезмерной терпимости, культивируемой в европейских странах.

Если бы европейцы не были столь толерантны к другим культурам, более жестко и последовательно отстаивали свои ценности, не потакали мигрантам, то таких проблем не было бы.

Антизападники считают, что европейцы сами провоцируют расправы над журналистами, политиками и деятелями искусства, поскольку игнорируют традиции других народов (конечно, угнетенных и обиженных европоцентризмом и колониальным прошлым), а также отказываются понимать религиозные убеждения мусульман.

По нашему мнению, европейские демократии – светские, а это означает, в частности, что все религиозные объединения, придерживаясь демократических требований, могут свободно развиваться, а граждане имеют право рассчитывать на уважение своих религиозных убеждений. В Европе журналист может критиковать и даже высмеивать религию, поскольку свобода слова не ограничена. Тем не менее, мысль о том, что любой конфликт религии и свободы слова должен решаться в пользу последнего – весьма спорная по нашему мнению.

Сегодня, несмотря на значительные экономические, социальные, экологические, демографические и другие проблемы в России, главной задачей многие считают консолидацию общества, возвращение к христианским ценностям и одухотворение народа [12].

Важно раз личать религиозную журналистику и освещение религиозных событий в других СМИ.

Информирование о религиозно-церковной жизни в России, воспитание у людей веротерпимости, адекватного понимания религиозных процессов, происходящих в государстве, помогает осуществлять религиозная журналистика – область журналистики, которая призвана освещать различные аспекты религиозно-церковной жизни в стране.

Религиозная журналистика должна выполнять следующие задачи:

– разъяснять религиозную доктрину с целью укрепления религиозных убеждений

верующих, вырабатывать у них стойкий иммунитет к атеистическим воздействиям, формировать умение сознательно и аргументировано отстаивать свои убеждения;

– популяризировать основы религиозного учения для атеистической аудитории, вести богословскую и церковно-историческую полемику и дискуссии;

– информировать приверженцев этого вероисповедания и всех, кто потенциально интересуется религиозной проблематикой, о различных аспектах церковной жизни;

– оценивать с позиций определенной идеологии события всех сфер (политической, экономической, культурной и тому подобное) жизнедеятельности общества для выработки специфически церковного взгляда на все эти проблемы.

По нашему мнению, вышеупомянутые задачи больше не касаются религиозной журналистики в целом, а собственно религиозной прессы «как системы информационно-пропагандистского и издательского обеспечения всех сторон функционирования религиозных структур разного статуса и разных уровней» [5, с. 218].

На наш взгляд, задача религиозной журналистики заключается в том, чтобы:

1) информировать общественность о церковно-религиозных событиях как общегосударственного характера, которые имеют значение для всего общества, так и касающиеся жизнедеятельности определенной религиозной общины, отдельной религиозной организации;

2) освещать деятельность церковно-религиозных организаций, давать достаточный объем информации, чтобы читатели могли составить представление о принципах и особенностях функционирования тех или иных религиозных структур;

3) разъяснять читателям в максимально доступной форме особенности религиозных доктрин и учений, их преимущества и недостатки, эволюцию, место в истории государства, значение для народа, что позволит сформировать у читательской аудитории представление о религиозной панораму в стране;

4) рассказывать о церковных традициях, религиозных верованиях с целью возвращения нации к духовным источникам, передачи исторического опыта в решении общественно-политических, культурных и моральных проблем.

Средства массовой информации в своих материалах на церковно-религиозную тематику должны раскрывать положительные идеалы прошлого и настоящего, бороться с распространением зла, греха и разврата и, таким образом, заботиться о моральном состоянии личности и общества. Материалы на религиозную тематику в печатных СМИ составляют достаточно узкий жанровый диапазон. Несмотря на то что в газетах и журналах среди публикаций на религиозную тематику можно найти репортажи и эссе, обзоры и

комментарии, однако подавляющее большинство материалов представлено в виде:

– коротких информационных сообщений, заметок, которые могут быть редкими;

– аналитических статей;

– интервью;

– фотофактов (на снимках изображены храмы с указанием названия и места расположения; любые комментарии или дополнительная информация отсутствуют).

Ошибки, которые на сегодняшний день допускают журналисты в публикациях – это ошибки небрежности или невнимательности, некорректное употребление религиозных терминов, некорректный заголовок или анонс, юридическая безграмотность, смешение социальной проблематики и антирелигиозной риторики. Религия – не просто набор предписаний и культовых практик.

Религия – это картина мира, которая содержит для верующего ответы на важнейшие жизненные вопросы. И такие ответы значат для религиозного человека гораздо больше, чем его политические взгляды или эстетические пристрастия [3]. Важно также понимать, что религии и религиозные общины не одинаковые.

Одно и то же действие может вызывать различные эмоции и реакции у представителей различных верований.

Когда в 80-е годы ХХ века карикатурист Жак Эффель издал книгу «Сотворение мира», где были карикатурно изображены христианский Бог, акт творения, Адам, Ева и т.п., то Ватикан осудил только ту карикатуру, на которой был изображен Бог, который создает лису, и рядом с ним дьявол, который создает моль. Ватиканские богословы сказали, что дьявол не может рассматриваться как создатель.

Карикатуры на пророка Мухаммеда или Аллаха объективно затрагивают мусульманина гораздо сильнее, чем христианина затрагивает карикатура на библейских персонажей. Конечно же, это не дает мусульманам права на акты агрессии и насилия, но государственным и общественным институтам опасность негативного восприятия тех или иных публикаций или перформансов надо принимать во внимание.

Что же касается Российской Федерации, то борьба против оскорбления чувств верующих привлекла внимание многие мировые СМИ – никто из них не ожидал, что за права верующих можно так дико и агрессивно бороться. Издание «Associated Press» сообщает, что ведущие деятели культуры не раз обращались к Президенту России В.

В. Путину с требованием защитить свободу самовыражения, которая практически померкла на фоне свирепствующей борьбы с оскорблениями чувств верующих.

СМИ пишет сразу о нескольких шокирующих актах этой борьбы: лишение свободы украинского режиссера Олега Сенцова и отказ его в экстрадиции; вмешательстве государственных

чиновников и полиции в деятельность представителей российской сферы искусства; разгон выставки фотографий обнаженной натуры американского фотографа Джека Стерджеса в одной из Московских галерей ОМОНом; отмена мюзикла «Иисус Христос – Суперзвезда» в одном из Омских театров после ходатайства православных верующих.

В ответ на обращение деятелей культуры и искусства В. В. Путин ответил, что «любая свобода самовыражения имеет обратную сторону – ответственность», а также что «между опасной буффонадой и свободой выражения мнения существует очень тонкая грань» [4].

Росохранкультура применяет все предусмотренные законом меры, вплоть до лишения регистрации, к любому СМИ, опубликовавшему материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих: «В том случае, если какое-либо российское СМИ опубликует материалы, оскорбляющие религиозные чувства верующих, то к нему немедленно будут применены меры, предусмотренные законодательством РФ, вплоть до лишения регистрации», -говорится в официальном заявлении, обнародованном Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия [3].

Несоблюдение закона и общественных норм поведения предусматривают юридическую ответственность. В 2013 г.

в УК РФ появилась статья (которая прежде квалифицировалась как административное правонарушение), предусматривающая уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, за воспрепятствование проведению религиозных собраний, обрядов – 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». В качестве примеров, где фигурирует применение данного закона, можно назвать ряд ситуаций, когда ежедневная петербургская интернет-газета «Фонтанка.ру» была вынуждена извиниться за первоапрельскую шутку после жалобы Государственного музея Санкт-Петербурга. Возмущение дирекции музея вызвала опубликованная 1 апреля заметка: «В Петербурге со шпиля Петропавловской крепости исчез ангел» [10].

В Казани в «Общественную коллегию по жалобам на прессу» 19 июня в 2015 г. поступила жалоба от Диляры Нурметовой на журналистов А. Красовского и К. Собчак за статью «Дорога к Храму» [6; 7], которая была опубликована в интернет-версии журнала «Сноб».

В материале нашли нарушения журналистской этики, а также было допущено оскорбление религиозных чувств в той части, где корреспонденты беседуют с имамом мечети (слова корреспондентов о том, что ислам – религия агрессивная, а мусульмане отрезают головы, была использована деформация фактов).

«Опубликованный материал является идеологическим, причем носителями определившей его формат и стиль идеологии

предстают как сами авторы, так и проект «Сноб» в целом.

Дискриминация по конфессиональному признаку здесь проявляется в том, что авторы публикации отказывают в праве на счастье верующим – людям, избравшим не такую, как они сами, систему жизненных координат», – приходит к выводу эксперт, доктор филологических наук, зав. кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университет Светлана Шайхитдинова [11].

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/oskorblenie-chuvstv-veruyuschih-v-publikatsiyah-smi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.