Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль

Содержание

Оформление путевых листов: можно ли заполнять на компьютере, кто подписывает

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль

Ответим на острые вопросы по теме

Да, обязательно.

Основные нормативные акты по использованию автотранспорта:

Запрещается перевозить пассажиров и багаж, грузы автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).

Минтранс России издал Приказы от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368, которыми для разных периодов времени (до и с 01.01.2021 года) утверждал обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения:

  • в приказах четко сказано, что их обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие транспортное средство. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет. Приказы фактически расширили круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта.
  • эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

В конце статьи есть шпаргалка

Вопрос 2. Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

Да, нужен.

По гражданскому законодательству транспортное средство можно арендовать без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ).

По договору аренды без экипажа:

  • арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации;
  • арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354). При аренде его заполняют как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе:

  • его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и подп. 1 п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Вопрос 3. Можно ли оформлять путевые листы на срок более одного дня?

Бесплатные вебинары в Контур.Школе

Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика.

Расписание вебинаров

Да, можно.

Вопрос о возможности оформления путевого листа на срок более одного дня начал возникать с 1 марта 2019 года, когда вступили в силу изменения в Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152:

  • оформлять путевой лист разрешили на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.
  • Минтранс в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ указал, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого можно использовать путевой лист.

Если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Путевой лист можно оформить на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

С 1 января 2021 года такой вопрос уже не должен возникать. Поскольку новым Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368 предусмотрено оформление путевого листа (п. 2 и п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368):

  • на один день, если водитель совершает один или несколько рейсов в течение смены (рабочего дня) в пределах одного дня. В этом случае указывается дата (число, месяц, год);
  • на срок, соответствующий длительности рейса, если он превышает продолжительность смены (рабочего дня), либо на срок, соответствующий количеству календарных дней, к которым относится смена (рабочий день), приходящаяся более чем на один календарный день. И тогда указываются даты (число, месяц, год) начала и окончания рейса.

Вопрос 4. Если компания оформляет путевые листы по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, можно ли отметку о проведении предрейсового контроля технического состояния автомобиля в таких листах проставлять дополнительно?

В Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств:

  • например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен» за подписью механика (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов:

  • до 01.01.2021 года контролера и текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152);
  • с 01.01.2021 года ответственного должностного лица с текстом: «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований.

Унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

Компания вправе составить путевые листы в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 или от 11.09.2020 № 368 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

  • Скачайте в разделе «Шпаргалка» в конце статьи – образец заполнения путевого листа грузового автомобиля на основе унифицированной формы № 4-С с обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368.

В конце статьи есть шпаргалка

Вопрос 5. Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

Безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Есть разные мнения:

  • обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств (абз. 3 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);
  • по мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление от 19.12.2016 № 18-АД16-173).
  • противоположные мнения судов: предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Вопрос 6. При выездной проверке организации налоговые инспекторы признали необоснованными расходы на ГСМ в связи с отсутствием в путевом листе конкретного маршрута автомобиля. Могут ли путевые листы без указания маршрута подтверждать расходы на приобретение ГСМ в целях исчисления налога на прибыль?

Лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля. Это снизит риск, что при проверке налоговая исключит затраты на ГСМ из состава налоговых расходов.

  • Приказы Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368 не относят к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).
  • Судебная практика по вопросу противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

Вопрос 7. Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий.

Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта исключили упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Вывод: организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорил Минфин и признавал право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (письма от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать Минтрансовские и собственные нормы расхода ГСМ — выбранный вариант должен быть прописан в учетной политике компании.

Курсы для бухгалтеров

Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе

Расписание курсов

Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Вопрос 8. Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

Способ заполнения путевых листов Приказами Минтранса России от 18.09.2008 № 152 и от 11.09.2020 № 368 не установлен. Из этих документов следует:

  • даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств или ответственное за это должностное лицо, проводившие соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Все отметки медика и технического контролера или ответственного за технический контроль должностного лица могут быть сделаны только от руки.

Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказов, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

Путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который можно составить не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом:

  • частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образец заполнения путевого листа 135.5 КБ

Скачать

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1683

Правила использования путевых листов в 2021 году

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о путевом листе – документе, который в первую очередь нужен водителям коммерческих автомобилей.

Популярные вопросы, связанные с использованием путевых листов:

Рассмотрим данные вопросы поподробнее.

Путевой лист в ПДД

В ПДД 2021 года года фраза “путевой лист” употребляется лишь один раз, в пункте 2.1.1:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:…

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

При этом “установленные случаи” в ПДД не расписаны, потому придется обратиться к другим нормативным правовым документам.

Зачем нужен путевой лист?

Путевой лист в первую очередь предназначен для бухгалтерии юридических лиц, а также для сотрудников налоговой инспекции. Именно этот первичный документ позволяет учитывать расходы на бензин и вычитать их из налогооблагаемой базы. По сути путевой лист нужен для того, чтобы уменьшить сумму уплачиваемых налогов.

Тем не менее существуют ситуации, когда путевой лист является обязательным.

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль?

Давайте сразу же выделим водителей, которым не нужен путевой лист:

1. Если автомобиль принадлежит физическому лицу и используется им в собственных целях или передается другому физическому лицу по доверенности.

2. Если автомобиль принадлежит юридическому лицу и для этого юридического лица не имеет значения учет расходов на топливо (кроме случаев, когда заполнение путевого листа обязательно).

Рассмотрим ситуацию на примере. Пусть автомобиль принадлежит индивидуальному предпринимателю, использующему упрощенную систему налогообложения и выбравшему в качестве налогооблагаемой базы доходы.

Говоря простыми словами, налогами облагаются только доходы этого юридического лица, независимо от его расходов. В описанном примере не имеет особого смысла заниматься оформлением путевок, т.к.

это приведет лишь к дополнительным затратам времени на заполнение бумаг и не принесет никакой выгоды.

При этом вместо путевого листа юридическое лицо может оформить специальную доверенность на управление автомобилем, которую водитель и будет предъявлять сотрудникам ГИБДД при проверке документов. Бланк доверенности для юридического лица будет опубликован в отдельной статье.

Также хочу обратить внимание, что в некоторых случаях заполнение путевого листа является обязательным. Перейдем к их рассмотрению.

Когда заполнение путевого листа обязательно?

Рассмотрим статью 6 федерального закона “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта”:

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

Второй пункт данной статьи содержит ситуации, при которых управление транспортными средствами запрещено:

  • перевозка пассажиров и багажа;
  • перевозка грузов.

Рассмотрим понятия пассажир, багаж и груз:

1) багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

3) груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

12) пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

На сколько выдается путевка?

Ежедневное заполнение путевых листов – довольно трудоемкое занятие. Тем более для маленьких организаций, где нет отдельного диспетчера. Поэтому возникает вопрос, можно ли оформить путевку на несколько дней?

Ответ на него дается в пункте 9 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации №368 от 11 сентября 2020 г. №368 “Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов”:

9. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

Таким образом, путевой лист выдается:

  • на 1 день, если продолжительность рейса равна 1 дню или за день выполняются несколько рейсов.
  • на 1 рейс, если длительность рейса превышает 1 день.

Например, если водитель выезжает в длительный рейс по территории страны, длительность которого 2 месяца, то путевой лист оформляется только перед началом этого рейса.

Что касается организаций, автомобили которых ежедневно возвращаются на парковку, то они должны оформлять путевые листы каждый день.

Примечание. До 1 марта 2019 года путевой лист мог выдаваться на срок, не превышающий одного месяца.

Отметка медика

Все водители, работающие по найму, должны проходить обязательные предрейсовые медицинские осмотры. Отметка о прохождении такого осмотра ставится в путевой лист.

Предрейсовый медицинский осмотр

Отметка технического контролера

Если транспортное средство занимается перевозками пассажиров или грузов, то оно должно пройти предрейсовый контроль технического состояния, отметка о котором также ставится в путевку:

Предрейсовый технический контроль

Как заполнить путевой лист?

В 2021 году не существует стандартной формы путевого листа. Поэтому каждая организация может разработать собственный бланк. При этом следует учесть, что существуют обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в любом путевом листе.

Инструкция по оформлению путевого листа

Штраф за отсутствие путевого листа

Ну и последний вопрос, который будет рассмотрен в данной статье, – штраф за отсутствие путевого листа. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и представляет собой предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Источник: https://pddmaster.ru/rabota/putevoi-list.html

Почему штраф за езду без путевого листа больше 500 рублей? КоАП РФ для ИП, юридических и физических лиц [2021]

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль

Наказание в виде штрафа при отсутствии путевого листа осталось прежним — 500 рублей. Тогда почему это влечет санкции, превышающие установленную сумму штрафа в 20 раз? Какова ответственность для ИП, организации, юридического и физического лица в соответствии с КоАП РФ?

Обратите внимание: С января 2021 по 2027 г. действует новый Приказ Минтранса РФ №368 (11/09-20 г.) о правилах оформления путевых листов. Основные изменения касаются срока действия документа. Время управления ТС ограничено нормами Трудового законодательства по охране труда и отдыха сотрудников.

Срок действия путевого листа с 2021 года

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №368. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

Раньше п/л могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 листа. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 п/л несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется.

Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист.

Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать штрафные санкции.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Какова в 2021 г. сумма штрафа за путевой лист

  1. При отсутствии путевки водителя оштрафуют на 500 р.
  2. Не прохождение предрейсового медосмотра чревато для автовладельца наказаним в размере 30 тыс. р.
  3. За выезд ТС без технического контроля — 30 тыс. р.

  4. За неправильное оформление п/л (отсутствие одной или обеих отметок автомеханика/медика) — по 30 тыс. за каждую.
  5. Если при проверке установят, что должностное лицо не имеет квалификации согласно с требованиями Приказа Минтранса №287 (28/09-15 г.) — 100 тыс. на ИП или юридическое лицо.

  6. За административное правонарушение штрафные санкции налагают на граждан, ответственных лиц, организацию, водителей. В совокупности минимальная сумма за п/л может превысить 100 тыс. р.

  7. При несоответствующем заполнении путевых листов (отсутствие обязательных сведений) налоговая инспекция может счесть документ ничтожным, отказать в списании расходов. Крупные транспортные компании понесут огромные убытки.

  8. Водители ТАКСИ, осуществляющие перевозку пассажиров без оформленного по всем правилам п/л могут ни только заплатить штраф, но и лишиться автомобиля на срок до 2-х месяцев.
  9. За поддельный документ (фальшивые печати) грозит уголовная ответственность.

Штраф за путевой лист для ИП и Юридического лица

Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность.

Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса.

Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:

  1. Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
  2. Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
  3. Фиксируются расходы на ГСМ.
  4. Ведется рабочий график водителей.
  5. Имеется свой персонал медиков и пр.

Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.

Штрафы ГИБДД, если нет путевого листа или он неправильно оформлен

Когда водитель, совершающий поездку, должен оформлять путевку, то без нее  управлять ТС запрещено. Дело ни только в списании налога, снижении прибыли, фиксации рабочего времени сотрудника.

К примеру индивидуальный предприниматель не отчитывается за это перед ФНС. Большой штраф грозит за нарушение требований безопасности. Путевой лист содержит информацию, позволяющую обеспечивать БДД.

Поэтому, помимо бухгалтерского учета автовладелец несет ответственность за:

  1. Выпуск на линию технически исправного автотранспортного средства.
  2. Состояние здоровья (адекватность) водителя, севшего за руль автомобиля.

В связи с этим, при езде без путевого листа, правомерно говорить об отсутствии предрейсового медицинского осмотра и осуществлении техконтроля перед выездом ТС с места стоянки. Соответственно штрафные санкции за отсутствующий п/л могут включать несколько статей КоАП РФ об админ. правонарушении.

Наказание за езду без путевого листа (статья 12.3. КоАП РФ)

Максимальный штраф при отсутствии п/л (статья 12.3.) составит 500 рублей. Если админ. нарушение зафиксировано впервые, представитель ГИБДД может оформить письменное Предупреждение.

Когда на автомобиле осуществляется деятельность ТАКСИ, транспорт могут арестовать, отправив на штрафстоянку. Особенно это актуально для столицы, где не редки совместные рейды ДПС и МАДИ.

Тогда незначительная сумма возрастет за счет:

  • оплаты содержания таксомотора на дорогой стоянке;
  • потери возможной прибыли;
  • расходов на составление ходатайства;
  • временных затрат на вызволение автомобиля.

Худший вариант — авто могут повредить при транспортировке. Добиться возмещения ущерба почти невозможно. Отсутствие путевого листа у водителя такси выльется в дорогостоящий ремонт. Хотя защита своих прав в суде — доступное средство восстановления справедливости, в реальности для многих является невыполнимой задачей.

Какие штрафы предусмотрены статьей 12.31.1. КоАП РФ

Транспортным компаниям и ИП лучше не рисковать, а всегда заполнять путевые листы согласно требованиям к обязательным реквизитам. Потому что без путевки, привлекут к административной ответственности (ст. 12.31.1.). Статья предусматривает наказание в виде штрафа по нескольким пунктам:

  • не проведение медосмотра;
  • отсутствие технического контроля транспортного средства.
Вид административного правонарушения статья 12.31.1 КоАП РФСумма штрафа для юрлица (ИП)
Без путевого листа исключается проведение предрейсового медосмотра водителя (часть 2)30 000 руб.
Без п/л предполагается, что техконтроль ТС перед выездом с парковки не проводился (часть 3)30 000 руб.

Когда Инспектор дорожной службы составит протокол, прежде чем его подписать, прочтите, по какой статье вменено административное наказание. Если это ст. 12.31.1. укажите, что с обвинением не согласны.

Путевку забыли (потеряли), но ее точно получали. На предприятии об этом есть запись в журнале учета п/л. Медицинский осмотр и техосмотр прошли.

Тогда в суде появится шанс изменить вмененную статью на более мягкую — 12.3. КоАП РФ.

Штраф при отсутствии путевого листа, когда используют автомобиль в личных целях

Автотранспортное средство использовать для себя можно, если оно принадлежит водителю. В таких случаях оформлять п/л необязательно. Но прежде выясним, когда он необходим:

  1. Во 2 пункте 6 статьи автомобильного Устава Федерального Закона №256-ФЗ говорится, что при любом виде коммерческих перевозок ездить без оформления п/л запрещено.
  2. В Приказе Минтранса №368 положение трактуется так: Если ТС эксплуатируется юрлицом или ИП п/л обязателен.

Из нормативов следует, независимо от форм собственности, если водитель является наемным лицом или осуществляет перевозку на своем транспорте для организации или ИП, иметь при себе заполненный документ нужно. Без путевки запрещается:

  • перевозить, перемещать (автопогрузчики) товары, оборудование, технику и прочие виды грузов;
  • выполнять заказы по доставке пассажиров из пункта А в пункт Б, их вещей, багажа или в качестве курьеров — продуктов;
  • управлять общественным транспортом.

Если цель поездки не подпадает под вышеперечисленные пункты, автомобиль является вашей собственностью, не принадлежит организации, ИП, не арендовано в качестве ТАКСИ, можно п/л с собой не возить. Какие санкции могут последовать, если зафиксируют нарушения данных нормативов?

Штраф за отсутствие путевого листа для ИП

На легковом автомобиле (кроме такси) ИП не запрещено совершать поездки по своим делам без п/л. На грузовой транспорт необходимо оформлять документ с допуском медика и осмотром ТС контролером.

Даже если перевозите вещи на свою дачу или едите порожняком. Грузовик априори является средством для транспортировки грузов, поэтому всегда имейте с собой п/л. В противном случае грозит штраф: минимальный — 500 руб.

, максимальный за статьей 12.31.1. КоАП — 60 тыс.

Отсутствие путевого листа на ТС организации

Когда автотранспорт принадлежит юрлицу п/л оформляют всегда, если выполняется рейс для нужд компании. Для личных поездок на легковое авто оформляется особое распоряжение. Водитель лично оплачивает расходуемый бензин, иначе это вменяется, как нецелевое использование ТС.

Во всех остальных случаях, когда за рулем находится наемный сотрудник, значит, выполняет задание, эксплуатируя автомобиль, принадлежащий юрлицу. П/л нужно иметь обязательно. За его отсутствие грозит штраф — 60 тыс. р.

Какой штраф для такси, когда нет путевого листа

Автотакси — особый вид деятельности. Водитель отвечает за сохранность жизни пассажиров. Следовательно, предъявляются строгие меры по обеспечению безопасности. Без п/л перевозить людей в ТАКСИ категорически запрещено.

Если автовладелец и водитель — одно лицо, при использовании ТС для собственных нужд, п/л не нужен. Как доказать сотруднику ГИБДД, что поездка не является коммерческой? Особенно это актуально для Москвы и крупных городов, где Такси снабжено спецсимволикой, предполагающей перевозку пассажиров.

  1. Снимите оранжевый фонарь.
  2. перемещайтесь только в общем потоке, не выезжая на выделенную полосу.
  3. Не берите заказов у диспетчеров таксопарка (агрегаторов).
  4. Старайтесь не попадать под видеокамеры, забирая или высаживая пассажиров.

Если все таки инспектор ДПС составит протокол, вменив административное правонарушение, подписывая его, укажите, что с обвинением не согласны. Если рейд проводится совместно с МАДИ, автомобиль могут забрать на штрафстоянку. Даже доказав в последствие свою невиновность, лишение ТС несет массу неудобств, которые никто не компенсирует. Поэтому путевку лучше все же иметь.

Штраф за неправильный путевой лист

Во время аудита в транспортной компании могут выявить путевые листы с неправильным оформлением. Когда ошибки касаются расхода топлива или указания маршрута, документ могут признать недействительным. Налог на прибыль увеличится в разы.

При отсутствии записи медика, автомеханика-контролера штрафные санкции возлагаются ни только на организацию, но и должностных лиц за ст. 12.31.1. КоАП.

Вид административного правонарушенияШтраф на ГражданШтраф на Должн. лицаШтраф на Юрлицо (ИП)
Не соответствие требуемой квалификации ответственных сотрудников (часть 1)20 тыс. р.100 тыс. р.
Отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра (часть 2)3 тыс. р.5 тыс. р.30 тыс. р.
Отсутствие отметки контролера о предрейс. техосмотре ТС (часть 3)3 тыс. р.5 тыс. р.30 тыс. р.

Рекомендуемые формы бланков путевых листов

Разрешается использовать бланки разработанные госкомстатом 1997 г. Их можно скачать в интернете. Но они не соответствуют новым требованиям. Не хватает некоторых полей. Поэтому рекомендуют на их основании утвердить форму, созданную самостоятельно. Главное отразить обязательные сведения согласно нормативу Минтранса РФ №368 или Федерального Закона №402-ФЗ (06/12-11).

Итоги

  • Путевой лист — важный документ, без которого вести коммерческую деятельность, эксплуатируя ТС организации или ИП, запрещено.
  • Путевка содержит сведения: об автовладельце; ТС; водителе (здоровье); маршруте следования, пробеге, расходе топлива, рабочем времени, техсостоянии автотранспортного средства и др.
  • Используя автомобиль, принадлежащий компании (ИП), для личных целей, лучше оформить путевой лист, чтобы избежать конфликта с сотрудником ГИБДД.
  • Чтобы избежать крупных штрафов заполняйте п/л в соответствии с нормативными требованиями (Приказ №368). Обеспечьте возможность своевременного прохождения предрейсового мед- и тех- осмотра.
  • Правильно оформленный путевой лист — гарантия безупречного бухгалтерского учета, безопасности на дорогах, экономии средств.
  • Езда без путевки — несет убытки предприятию от 30 до 120 (и больше) тыс. рублей.
  • Соблюдайте режим труда и отдыха. Помните: минимальный срок действия п/л — день (12 часов), а не сутки.

Источник: https://predreysovye-osmotry.ru/shtraf-za-ezdu-bez-putevogo-lista/

Правила использования путевых листов в 2019 году

Нужен ли путевой лист на легковой автомобиль

Путевой лист — это специальный документ, подтверждающий факт передвижения транспортного средства, работу водителя, расход ГСМ. С 2019 года начали действовать новые правила. В статье вы сможете узнать, как правильно заполнять путевой лист.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.