Дети по заявлению

Содержание

Дети «по заявлению»: как вызволить их из детдомов и домов ребенка

Дети по заявлению

В фонд «Измени одну жизнь» в последнее время часто приходят сигналы о том, что кровные родители оставляют детей в соцучреждениях «по заявлению».

И волонтеры спрашивают, что в этом случае можно сделать: возможно ли взять ребенка на постоянную опеку или усыновление, или хотя бы временно? Российский адвокат, специалист по семейному и детскому (ювенальному) праву Антон Жаров прокомментировал ситуацию и дал советы всем интересующимся.

Фото kasjauns.lv

По российскому законодательству любой родитель, оказавшийся в сложных жизненных обстоятельствах, имеет право по заявлению поместить ребенка в детский дом на срок до шести месяцев. Предполагается, что за это время родитель решит возникшие проблемы и заберет ребенка обратно в семью.

Однако на практике это происходит далеко не всегда.

И это уже стало серьезной проблемой: за последние пару лет в российских детских домах появилось довольно много таких «детей-невидимок», которых нет ни в одной статистике или базе данных, однако по факту они находятся в детдомах и их нельзя устроить в семью.

— Можно ли говорить о том, что случаев, когда кровные родители оставляют детей в соцучреждениях «по заявлению», в последнее время становится все больше?

— Да, таких случаев стало очевидно больше. Однако, никакой статистики, разумеется, нет.

Если по вопросам выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, ведется статистика, и даже показатели об этом входят в известный указ президента, согласно которому оценивается работа губернаторов, то для детей, которые оставлены «по заявлению», строчки в отчетах не нашлось, и ни на чьи «успехи» эта цифра не влияет.

Есть малоинформативная цифра, показывающая, сколько детей находится в детских учреждениях, но она не позволит судить о том, сколько из этих детей находятся в учреждении «по заявлению», а сколько — по другим основаниям. Эти цифры у здравоохранения свои, у соцзащиты свои, у образования свои. Нигде и никак не учитывается, сколько детей находится в учреждениях вообще, всего, и сколько из них «по заявлению».

И самое главное, «заявление» заявлению рознь. Есть, например, дети, находящиеся в детских домах-интернатах с глубокой умственной отсталостью, но которых на выходные забирают домой.

Или дети, которые живут там месяц через месяц (я и такие примеры знаю), но которые постоянно имеют контакт с семьей. Этих детей забирают домой периодически.

Это, конечно, не совсем одно и то же, если маму «уговорили» написать заявление как альтернативу тому, что ребенка отберут, и ребенка своего она не навещает.

Нас, пожалуй, интересуют дети, которые, при отсутствии этого самого «заявления» будут оставшимися без попечения родителей безо всяких сомнений. То есть, если бы эту маму не заставили написать это самое заявление, ребенок мог бы быть передан в семью (по крайней мере, под опеку) вне всякого сомнения.

И таких детей, к сожалению, становится больше. В доме ребенка иногда соотношение чуть не один к десяти: одного, которого можно забрать в семью на десять «по заявлению». Половина детей «по заявлению» — распространенное дело.

— Кому выгодна такая ситуация и почему?

— Такая практика выгодна всем, кроме детей.

Во-первых, в статистике становится меньше детей, оставшихся без попечения родителей. Конечно, когда-то магия «заявления» рассеется: или по окончании срока заявления не смогут найти маму, или она перестанет ребенка посещать, или еще чего, и тогда ребенка быстро оформят для передачи в семью.

Но это будет как минимум через полгода, которые мальчик или девочка могли бы жить в семье, а не отставать в развитии, находясь в доме ребенка. Ну и, малыш трех лет найдет замещающую семью проще и легче, чем четырехлетний.

Во-вторых, дело, конечно, не только в статистике, которая волнует опеку и администрацию региона.

Учреждение, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, начинает испытывать (по многим, в том числе и демографическим, причинам) недостаток «контингента».

Дети, оставленные по заявлению становятся хорошим способом получить и ребенка, и бюджет на него, учитывая, что ответственность за его судьбу и развитие остается как бы на родителе.

Это, в-третьих, выгодно родителям-неряхам. Сегодняшняя система помощи кризисным семьям, в сущности, предлагает только один повсеместно распространенный универсальный и легко доступный вариант решения кризиса семьи: забрать ребенка в дом ребенка или детдом. Часто это нужно сделать по причине совершенно недопустимых, опасных для здоровья и жизни условий, имеющихся у детей в кровной семье.

Антон Жаров. Фото zharov.info

В этом случае сотрудникам органа опеки нужно оформлять процедуру отобрания ребенка, а затем, под контролем прокуратуры, обращаться в суд с иском о лишении родительских прав. Это сложный и трудный, долгий процесс. Кроме, «нехорошая» цифра в статистику.

Гораздо проще «поработать» с матерью ребенка и уговорить ее написать заявление о «временном помещении».

Причем у такого родителя создается (в целом, верное, но опасное для ребенка) впечатление, что, чтобы они ни делали, как бы они ребенка не игнорировали — не будет ни лишения родительских прав (и, к слову, алиментов), ни какой бы то ни было другой ответственности.

Ну, и выглядит хорошо: несчастная мамаша вынуждена отдать ребеночка на дом ребенка, потому, что его нечем кормить, например. Всем всех жалко. Кроме малыша, который сдается в «камеру хранения».

— Этих детей не предлагают приемным родителям, об их существовании только случайно узнают волонтеры или если ребенок попал в больницу — медработники. Получается, что такие дети проживают в как «мертвые души», без статуса. Неужели нет такого статуса согласно закону?

— Это родительские дети, находящиеся в доме ребенка ровно на тех же «правах» на которых детей отправляют в санаторий или детский лагерь.

Разумеется, по факту, эти дети — такие же лишенные родительского попечения, как и лежащие в соседней кроватке. Но по документам, мать временно поместила. Поэтому ни о каком устройстве в семью и не идет речи.

— Правда ли то, что сотрудники опеки сами нередко просят кровных родителей написать такие заявления, потому что для статистики это лучше, чем ограничивать родителей в правах или вовсе лишать родительских прав. Дали же указание — уменьшить базу. Вот они и уменьшают, как могут. Но эти случаи не доказаны, возможно, вы слышали что-то об этом или у вас есть доказанные факты? Можете ли вы их прокомментировать?

— Да, в целом, вы правильно понимаете. Вы задаете вопрос адвокату: есть ли у меня «доказанные факты»… Даже, если есть, я не расскажу о них без прямого указания доверителя, в рамках дела которого это происходило. Это вопрос к прокуратуре. Но парадокс в том, что никто в этой схеме не нарушает никаких законов!

— Есть ли статистика, может быть, примерные цифры, сколько детей по подобным «заявлениям» может находиться в детдомах и домах ребенка?

— Разумеется, нет. И не будет никогда. Кому бы эту цифру было бы интересно узнать?

— Мы хотим у вас как у юриста получить подробную программу действий, при каких условиях и как можно «вызволить» детей, которые находятся «по заявлению» в детдомах? И какими законодательными актами руководствоваться, чтобы этих детей вызволить.

— Проблема в том, что у нас нет общественного контроля деятельности домов ребенка, детских домов и, в особенности, социальных и медицинских учреждений психиатрического профиля. Мы не можем никаким правовым способом влиять на судьбу этих детей. Никто, кроме органа опеки (который сам мамашу и уговаривал) и прокурора (который читает закон и не видит нарушений) вмешаться не может.

Ну, ведь правда, есть же ситуации, когда семья находится в таком состоянии, что единственный выход — сдать ребенка на некоторое время в приют. Сгорел дом, родственников рядом нет, сами еще как-то перекантуемся, а куда девать малыша? Можете представить такую ситуацию? Вот, в виде исключения, ребенка в детский дом примут. Временно, разумеется.

— Как отделить такие «настоящие заявления» от ненастоящих?

— Требуется регламентация, при каких обстоятельствах такое помещение возможно, как государство должно реагировать: не только покормить ребенка, но и как-то оказать социальную помощь семье. Вероятно, в значительном числе случаев можно обойтись без помещения ребенка куда бы то ни было, просто организовав патронаж на дому.

Но все это требует как новых технологий (которые никто не разрабатывает в России, кроме самодеятельных и, в хорошем смысле, сумасшедше отважных НКО), так и новых расходов. При том, что вариант решения проблемы через «заявление» уже и отработан, и профинансирован.

В-общем, действия в рамках закона тут могут быть только одни: писать. Писать в опеку («нам стало известно, что мать ребенка не посещает, значит, его надо выявлять, как оставшегося без попечения родителей»), писать в прокуратуру («писали в опеку — бездействует»).

Нет никаких ограничений, сколько раз мать, да и отец, могут оставлять своего ребенка: по году или по шесть месяцев, сколько раз должна навещать, какие документы она должна представить, чтобы ребенка забрать… Всего этого в законе нет. Есть только право — написать заявление и сдать.

А дальше начинается произвол и «творчество»: могут и через три месяца сделать вывод, что мать не посещает, и оформлять опеку. А могут и через год вызвать мамашу, отругать, и получить заявление еще на год.

Законы надо менять.

Беседовала Валерия Полежаева

Источник: https://changeonelife.ru/2015/07/29/deti-po-zayavleniyu-kak-vy-zvolit-ih-iz-detdomov-i-domov-rebenka/

Правила и сроки помещения детей в дом ребенка

Дети по заявлению

Правила и сроки помещения детей в дом ребенка определяются положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481, а также типовым положением о доме ребенка (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2012 г. № 344н).

В дом ребенка помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, дети, чьи родители временно не могут исполнять свои обязанности, находящиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте с 0 до 4 лет включительно.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.

№ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона “Об опеке и попечительстве”.

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:

а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г.

№ 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”;
б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

Дети, чьи родители, усыновители либо опекуны (попечители) (далее – законные представители) согласно пункту 2 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации не могут исполнять свои обязанности в отношении детей, могут быть временно помещены в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей.

Для временного помещения в организацию для детей-сирот детей законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, примерная форма которого утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. В соглашении предусматриваются мероприятия по предоставлению семье консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, оказываемой в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, обязанности законного представителя ребенка в части его воспитания, посещения и участия в обеспечении содержания ребенка в организации для детей-сирот, срок пребывания ребенка в организации для детей-сирот, права и обязанности организации для детей-сирот, а также ответственность сторон за нарушение условий соглашения.

В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот, определенных в соглашении, главный врач дома ребенка информирует об этом орган опеки и попечительства.

При временном помещении в организацию для детей-сирот детей, имеющих законных представителей, в целях обеспечения пребывания ребенка в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, органом опеки и попечительства в организацию для детей-сирот представляются:

а) личное заявление законного представителя о временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот с указанием причин и срока такого помещения;б) копия свидетельства о рождении или паспорта ребенка;в) копии документов, удостоверяющих личность и полномочия законных представителей;г) сведения о близких родственниках ребенка (при наличии);д) заключение медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по месту жительства или пребывания ребенка, о состоянии здоровья ребенка с приложением результатов медицинского обследования ребенка, временно помещаемого в организацию для детей-сирот;е) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (при его наличии) – для детей с ограниченными возможностями здоровья;ж) индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (при ее наличии);з) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданное в установленном субъектами Российской Федерации порядке;

и) акт обследования условий жизни ребенка.

Дети от рождения и до достижения 3 лет помещаются под надзор в медицинские организации в случае, если состояние здоровья ребенка требует оказания первичной специализированной медицинской помощи (медицинской реабилитации) в условиях этой организации. Период пребывания ребенка может быть продлен до достижения ребенком возраста 4 лет включительно только по решению главного врача дома ребенка при наличии согласия органа опеки и попечительства.

Согласно порядка содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2012 г. № 343н:

  1. Дети, поступившие из медицинских организаций, учреждений системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, при благополучном эпидемиологическом окружении в течение 21 дня до перевода в дом ребенка определяются в воспитательные группы.
  2. Дети, поступившие из семей, помещаются в карантинную группу или в изолятор в доме ребенка, где они содержатся в течение 21 дня со дня своего поступления.

Пребывание детей в доме ребенка

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после поступления в дом ребенка должны быть обследованы согласно Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2015 года № 170 «Об утверждении правил проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В доме ребенка оформляется направление на медицинское обследование ребенка согласно приложения № 1 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2015 года № 711н в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, оказывающую первичную медико-санитарную помощь, определенной исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по специальностям “педиатрия” или “общая врачебная практика (семейная медицина)”, “неврология”, “офтальмология”, “травматология и ортопедия”, “детская хирургия”, “психиатрия”, “стоматология детская” или “стоматология”, “детская урология-андрология” или “урология”, “детская эндокринология” или “эндокринология”, “оториноларингология (за исключением кохлеарной имплантации)”, “акушерство и гинекология” (в отношении лицензий, выданных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 “О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”)” или “акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)”, “лабораторная диагностика”, “клиническая лабораторная диагностика”, “функциональная диагностика”, “ультразвуковая диагностика” и “рентгенология”.

Данная организация проводит исследования, согласно перечня, указанного в приложении № 2 приказа Министерства здравоохранения РФ от 13 октября 2015 года № 711н, и предоставляет в дом ребенка форму заключения о состоянии здоровья ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, согласно приложения № 3 указанного приказа.

В день поступления проводится комплексная психолого-медико-педагогическое обследование, разрабатывается индивидуальный план медицинской и социально-педагогической реабилитации. Затем малыши распределяются в воспитательные группы, которые становятся для них семьёй.

В каждой группе работает постоянный штат сотрудников, который при необходимости сопровождает детей в лечебные и другие учреждения, что позволяет каждому воспитаннику находиться с близким взрослым. Дети из одной семьи не разлучаются, не допускается перевод из одной группы в другую, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Воспитательные группы формируются по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья.

В каждой группе имеется: игровая и учебная комнаты, спальня, столовая, ванная комната с санитарным узлом, раздевалка. Все групповые помещения оснащены необходимым набором мебели, посудой, игрушками, учебными пособиями, учитывая росто-возрастные особенности детей.

Все группы имеют свою прогулочную площадку, оборудованную всем необходимым для повышения двигательной активности детей.

Созданы условия для пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов: в 2014 году групповые помещения на первых этажах оборудованы пандусами с поручнями, обеспечивающими свободное передвижение из группы на уличные площадки.

Для обеспечения медицинской реабилитации, воспитательно-коррекционной работы функционируют кабинеты: процедурный кабинет, совмещенный с прививочным, физиотерапевтический кабинет, кабинеты учителей-дефектологов, психолога, зал для музыкальных занятий, зал лечебной физкультуры, сенсорная комната.

В доме ребенка организовано рациональное, лечебное питание в соответствии с возрастными нормами.

Дети первого года жизни получают высококачественные, адаптированные, витаминизированные, лечебные смеси, которые готовятся непосредственно перед кормлением в специально оборудованной комнате для приготовления детских смесей.

Условия приготовления молочных смесей соответствует нормативной документации – СанПин 2.1.3.2630-10. Правильное питание с рождения – основа здоровья в будущем.

Детям старше 1 года пища готовится на пищеблоке, где имеется полный набор цехов, оснащенных, в достаточном количестве, современным технологическим, производственным и холодильным оборудованием.

Источник: https://www.babykrd.ru/about/admission-regulations-children

Добровольная опека по заявлению родителей над несовершеннолетним

Дети по заявлению

Принято различать два вида опеки и попечительства над детьми:

  • постоянную (при полной передаче ребенка на попечение в другую семью по причине смерти родителей или лишении последних родительских прав);
  • добровольную (родители пишут заявление на передачу ребенка на временный присмотр в определенных случаях).

Добровольная опека по заявлению родителей

Добровольное опекунство может быть оформляться в 2х случаях:

  • родителями на случай своей смерти или своей недееспособности;
  • временная опека на определенный срок.

Добровольная опека над несовершеннолетним явно отличается от общепринятой, поскольку родительские права остаются неприкосновенными, обязательства также необходимо продолжать выполнять. Главное отличие в том, что родители сами оформляют опекунство на другого человека на определенный срок в зависимости от конкретного случая.

Временная опека

Временная опека устанавливается для несовершеннолетних граждан заявлению их родителей регулируется законом для случаев, кода родителям (или единственному родителю) приходится на какой-то период в жизни разлучаться с ребенком. Обстоятельства могут быть различными, однако обязательным условием является то, что они должны быть уважительными (ст.13 ФЗ N 48).

Например:

  • подросток уезжает учиться в другой город;
  • родители уезжают в другой год на обучение, поиск новой работы, на работу вахтовым способом, командировку;
  • родители уезжают в другой населенный пункт присматривать за больным родственником;
  • кто-то из сторон уезжает за границу и др. причины.

Чтобы оформить добровольную опеку родители должны подать в орган опеки и попечительства совместное заявление, в котором нужно указать заранее выбранного ребенку опекуна или попечителя. В заявлении, равно как и в акте опеки указывается этот срок, на который за ребенком будет ухаживать и воспитывать другой человек.

https://www.youtube.com/watch?v=ya28v4cewyM

Органы опеки тщательно рассматривают подобного рода заявления, поскольку часты случаи попыток снять с себя ответственность за ребенка таким вот способом нерадивыми родителями, оформив временное попечительство — и сын или дочь под присмотром, и свою разгульную жизнь можно продолжать.

Одно из важных условий — согласие самого ребенка старше 10 лет на такой вид попечительства. При отсутствии согласия, семье предложат решать вопрос расставании иным способом или подбирать другого кандидата. Мнения детей младше 10 лет также будут услышаны и приняты в счет, поскольку нельзя назначить опекуна, если малыш, например, будет постоянно в истерике.

Зачем ее необходимо оформлять

В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды.

Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму.

Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.

К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.

Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).

Кто имеет право стать опекуном

Для установления добровольной опеки и попечительства опекун должен быть назначен с подачи самих родителей (единственного родителя). Часто это один из ближайших родственников семьи.

Требования

Требования к опекуну, которого назначают добровольно по заявлению родителей, являются такими же, как и к опекуну по общим основаниям. Опекун (попечитель) должен быть лицом:

  • старше 18 лет;
  • дееспособным;
  • без судимости и преследования со стороны правоохранительных органов;
  • с хорошим здоровьем (подтверждается медицинской справкой);
  • без вредных привычек и пагубных зависимостей;
  • без лишения или ограничения родительских прав;
  • с постоянным достаточным доходом;
  • с собственностью и достойным жильем, в котором возможно будет проживать несовершеннолетний подопечный.

Если опекун не будет подходить хотя бы по одному пункту большая вероятность того, что в опекунстве ему откажут. При установлении опекунства обязательно требуется согласие и желание самого кандидата.

Права и обязанности

Опекуны или попечители, которые назначены по добровольному пожеланию родителей имеют все те же права и обязанности, что и у остальных опекунов кроме имущественных распоряжений.

Это означает, что опекун не имеет права самому совершать сделки с имуществом опекаемого, а попечитель не должен разрешать отчуждать имущество или проделывать иные операции. Поскольку имущество принадлежит родителям подопечных, которые живы и здоровы.

Попечители будут являться законными представителями ребенка на определенное время.

К обязательствам можно отнести:

  • совместное проживание с ребенком, если ему менее 16 лет; если старше, то он с разрешения опеки может жить отдельно;
  • забота о здоровье опекаемого, прохождение плановых медицинских осмотров и профилактика;
  • бережное отношение к имуществу;
  • грамотное распределение денежных средств, направленных на детские расходы;
  • организация обучения и досуга, воспитание;
  • забота об эмоциональном и психическом состоянии.

Все действия опекунов должны быть направлены на обеспечение детских интересов. Опекуны при достаточно долгом присмотре могут выбирать учебное заведение по согласованию с ребенком, обычно это бывает по месту жительства ребенка у опекуна.

Строго воспрещается:

  • применять насильственные действия по отношению к подопечному;
  • причинять психическое давление;
  • содержать в антисанитарных условиях;
  • противоречить получению образования;
  • пользоваться и отчуждать имущество в корыстных целях,
  • использовать денежные средства, положенные для ребенка для своих нужд и т.д.

Пособия и льготы для опекунов

Со стороны государства отсутствуют пособия и льготы опекунам и назначение их ребенку, поскольку добровольная форма изначально предполагает заключение договора между государственной опекой, родителями и опекуном на возмездных условиях. По соглашению сторон устанавливаются суммы, которые родители выплачивают гражданину, что на время постарается заменить родительскую заботу и уход.

Куда обращаться

По вопросам установления добровольной опеки обращаться стоит в органы опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна (попечителя) или ребенка. Если такой орган отсутствует на данной местности, его заменяют муниципальные органы, обладающими такими правами.

Органы опеки не только оформляют всю процедуру, но и в последующем являются контролирующими органами.

Порядок действия и сроки

Стороны должны подать заявление и пакет документов в органы опеки на назначение опекуна.  В заявлении указывается конкретное лицо, которое согласно осуществлять заботу и уход за их детьми.

С этого момента в течение 1 месяца опекуна должны проверить все документы и назначить на эту обязанность при отсутствии негативных факторов.

Родители и опекун заключают между собой договор, который также подается вместе с заявлением в органы опеки. В договоре должны быть заранее оговорены суммы, которые причитаются опекуну, а какие суммы будут направляться на ребенка: на питание, обучение, покупку одежды и прочих вещей.

Добровольная опека не снимается с родителей никаких обязанностей по содержанию своего ребенка. Опекун лишь на определенное время несет ответственность за жизнь и здоровье маленького человека.

Необходимые документы

При установлении временной опеки родители могут подать в орган опеки полный пакет документов:

  • заявление от родителей, желающих отдать свое чадо под временную опеку,
  • договор, заключенный между родителями (единственным родителем) и кандидатов в опекуны с указанием всех важных условий,
  • паспорта всех сторон, СНИЛС,
  • если есть, свидетельство о браке,
  • документ с работы кандидата в опекуны с указанием должности и зарплаты за последний отчетный период,
  • справка из информационного отдела полиции о том, что у опекуна не судимости и преследований,
  • справка о состоянии здоровья и отсутствии психических заболеваний,
  • справка из БТИ о наличии собственной жилплощади, позволяющей взять под опеку, а также перечень лиц, проживающих вместе с опекуном,
  • автобиография, документ характеризующий не только материально-правовую сторону кандидата, но и уровень социального развития, образования, интересов — все то положительное, чему он может обучить маленького подопечного.

Возможные причины отказа

Опека по заявлению родителей не всегда может быть основана на необходимости родителей по уважительным причинам оставить детей на попечение других лиц.

Нередко нерадивые родители пытаются оформить такую временную опеку над своими детьми, чтобы снять с себя ответственность за воспитание на определенное время ввиду своих неблагополучных семейных обстоятельств. В таких случаях органы опеки внимательно проверяют поданные заявки, на сколько уважительные причины, условия проживания ребенка у кровных родителей, занятия родителей.

При обнаружении злоупотребления (пьянство, наркомания, азартные игры и прочие десоциальные поведения) органы опеки потребуют разъяснения у родителей и с большой вероятностью откажут в просьбе такой опеки. Также их могут лишить родительских прав, а ребенка передать под опекунство других лиц или на усыновление.

Осуществление контроля над опекуном

Органы опеки заинтересованы в здоровье, безопасности и хорошей жизни подопечных детей, поэтому они имеют право проводить как плановые, так и внеплановые проверки уровня жизни ребенка у опекунов. Органы опеки могут прийти без предупреждения.

https://www.youtube.com/watch?v=0CU_UYbanaY

Будут проверять ребенка на внешний вид, в какой чистоте он проживает, как питается (наличие продуктов в холодильнике), есть ли у него свое рабочее место, спальное место. С ним могут побеседовать.  Особо внимательно будут проверять семьи, на которых поступали обращения о соседей с жалобами и заявлениями на плохое обращение с детьми, также от медицинских учреждений или педагогов.

Если ребенок старше 16 лет проверка будет осуществлять по месту его фактического проживания. Обеспечение достойных условий проживания подростка является также обязанностью опекающего гражданина (ст. 36 ГК РФ).

Если планируется переезд ребенка, орган опеки должен быть об этом оповещен, поскольку в течение трех дней специалисты выезжают на обязательную проверку условий проживания на новой территории.

По исходу проверок специалисты составляют специальный документ — акт проверки условий жизни опекаемого ребенка.

Основные права и обязанности сторон, законодательное регулирование процесса регламентировано в:

  • Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ
  • Гражданском и Семейном кодексах
  • Административном кодексе (деятельность органов опеки, а также ответственность).

Добровольная опека должна оформляться родителями, если в семье появляется уважительная причина, по которой родители должны на определенное время разлучиться с ребенком. Эта формальность может предотвратить неприятные последствия, например, при необходимости срочного согласия для оперативно медицинского вмешательства для ребенка.

Однако, такое попечение нельзя использовать в корыстных целях для освобождения себя от родительских обязательств. Это может привести к лишению прав в целом.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/dobrovolnaia-opeka-po-zaiavleniiu-roditelei-nad-nesovershennoletnim-5d20881a959b0d00ad33b946

Ребенок помещен в организацию для детей-сирот по заявлению родителей

Дети по заявлению

Внимание: последнее обновление материалов сайта – 01.01.2017

В соответствии с п. 2 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот возможно в двух случаях:

  • в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо

  • в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

Временная передача ребенка в организацию для детей-сирот не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка.

С 1 сентября 2015 года порядок защиты прав этой категории детей на семейное воспитание регулируется пп. 12-16 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. В частности, в нем установлено:

При временном помещении ребенка в организацию для детей-сирот, достигшего 10-летнего возраста, следует учитывать мнение самого ребенка.

Дети, являющиеся членами одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одну организацию для детей-сирот и размещаются в одной группе, за исключением случаев, когда это противоречит интересам детей.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот. В случае продления сроков пребывания ребенка в организации для детей-сирот руководитель организации для детей-сирот информирует об этом орган опеки и попечительства.

Подробнее об оформлении временной передачи ребенка под надзор в организацию для детей-сирот по заявлению родителей.

В соответствии с п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.

2015 № 101, в случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот, в которой ребенок находился по заявлению о временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении, руководитель организации для детей-сирот составляет акт об оставлении ребенка в организации.
 

Должны ли сведения о «родительских детях» передаваться в банк данных сведений о детях, лишенных родительского попечения?

Да. В соответствии п. 2 ст. 122 Семейного кодекса РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.

2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» органы опеки и попечительства по месту нахождения «родительского ребенка» обязаны предоставлять региональному оператору банка данных сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в течение 30 дней с момента поступления ребенка в госучреждение (по заявлению биологических родителей или иной причине).

Случаи отсутствия родительского попечения описаны в п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ, который гласит:

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

По мнению автора сайта, на время действия (и исполнения со стороны биородителей) соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, ребенок не считается лишенным родительского попечения.

Однако с момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.

2015 № 101 (как рассказано выше, он составляется руководителем организации для детей-сирот в случае неявки (оставлении) родителей ребенка в организацию для детей-сирот по истечении срока, указанного в заявлении о временном помещении), ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с этого момента сведения о ребенке должны быть переданы в банк данных, органы опеки должны начать поиски замещающей семьи.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору банка данных не освобождает органы опеки по месту нахождения ребенка от обязанности по устройству его на воспитание в замещающую семью (п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 16.04.

2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»). Умышленное или ненамеренное нарушение сотрудником органов опеки порядка и/или сроков предоставления оператору банка данных сведений о детях, лишенных родительского попечения, влечет административную ответственность согласно ст. 5.

36 КоАП РФ.
 

Могут ли «родительские дети» быть переданы на воспитание в семью? На каких условиях?

Да, у «родительских детей» есть полный статус как минимум на опеку и приемную семью (кстати, именно поэтому сведения об этих детях должны быть переданы оператору банка данных – ведь закон специально оговаривает, что в банке данных могут находиться дети со статусом как на все, так и лишь на некоторые формы семейного устройства).

В частности, в соответствии с п.1 ст. 145 Семейного кодекса РФ и п. 3 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.

2009 № 423 “Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан”, под опеку и в приемную семью может быть передан любой ребенок, лишенный родительского попечения.

По мнению автора сайта, на время действия (и исполнения со стороны биородителей) соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот, ребенок не считается лишенным родительского попечения.

С момента составления акта об оставлении ребенка в организации, предусмотренного п. 7 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утв. Приказом Минобразования и науки РФ от 17.02.

2015 № 101, ребенок считается утратившим родительское попечение, поскольку имеет место задокументированный отказ родителей забрать ребенка из организации для детей-сирот. Соответственно, с этого момента у ребенка появляется статус на опеку или приемную семью.

Важно отметить, что и до принятия акта об оставлении ребенка в организации для детей-сирот, ребенок может быть передан на семейные формы воспитания внутри организации,  например, в семейно-воспитательную группу.

Каков статус «родительских детей» на усыновление?

Согласно п. 2 Правил передачи детей на усыновление  (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275, усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых:

  • умер    ли;

  • неизвестны, судом признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими;

  • признаны судом недееспособными;

  • лишены судом родительских прав;

  • дали в установленном порядке согласие на усыновление;

  • по причинам, признанным судом (по усыновлению) неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания;

  • если ребенок найден (подкинут) и его родители неизвестны, то ребенок может быть усыновлен при наличии акта, выданного органами внутренних дел или органов опеки и попечительства;

  • если реб    енок оставлен в родильном доме или иной медицинской организации, то он может быть усыновлен при наличии акта администрации соответствующего учреждения.

В отношении «родительских детей» могут быть применимы следующие основания:

Что касается признания судом по усыновлению, что более шести месяцев родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительными причинам, на практике в таких случаях суды по усыновлению предпочитают идти по пути признания родителей безвестно отсутствующими. Однако, если в отношении ребенка был составлен акт об оставлении ребенка в организации, он может быть использован как подтверждение, что родители уклонялись от воспитания ребенка по неуважительным причинам в течение полугода после составления акта.

В любом случае для получения ребенком статуса на усыновление решающую роль играет активность органов опеки по месту нахождения ребенка. Так, в регионах с высокими показателями усыновлений характерна активная позиция органов опеки по получению статуса на усыновление для детей, оказавшихся в государственном учреждении.
 

В случае передачи «родительских детей» на воспитание в семью, каков порядок общения детей с биородителями? Могут ли биородители потребовать возврата детей?

Ответ на этот вопрос зависит от формы семейного устройства ребенка. При усыновлении ребенка его формальная связь с биосемьей прекращается, а усыновители имеют право прервать общение с биородственниками. Возврат ребенка возможен лишь при отмене усыновления. Однако, при опеке или приемной семье ситуация складывается иначе.

Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его биородителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса РФ).

 К неурегулированным отношениям, возникающим из договора о приемной семье (а вопрос о контактах ребенка с биосемьей относится именно к таким), применяются положения Семейного кодекса РФ об опеке (п. 2 ст.

152 Семейного кодекса РФ), поэтому в общение воспитанника приемной семьи с кровными родственниками происходит по тем же правилам, что и ребенка под опекой, о которых рассказано выше.

Биородители вправе потребовать возвращения ребенка в семью (в реальности это случается крайне редко), и если органы опеки посчитают, что биородители действительно готовы к воспитанию ребенка на постоянной основе, они вправе в одностороннем порядке освободить опекуна от выполнения своих обязанностей или расторгнуть договор о создании приемной семьи и вернуть ребенка биородителям. 

Формы документов, используемых в работе органов опеки и попечительства, собраны в отдельном разделе (последний раздел в перечне слева).

Источник: http://namporadomoi.ru/organyopeki/rebenok-pomeschen-v/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.