ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ БАШКИРАМИ, ТАТАРАМИ И АЛЕКСАНДРОМ НЕВСКИМ?
Неизвестно кто сказал, что в России существуют 2 беды- дураки и дороги, и никто не знает, когда эти 2 беды исчезнут. Но полагаю, что дураки и плохие дороги существовали всегда. В частности, плохим дорогам, или отсутствию таковых, непосредственно обязана своим возвышением Москва, которую не могли часто отыскать среди болот и лесов многочисленные враги москвичей. А немецкий рехсканцлер Отто фон Бисмарк так объяснял многочисленные военные поражения европейцев от русских: «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Не только у нас, но, оказывается, и у иностранцев при контакте с русскими случается горе от ума.
Выдающийся советский историк Лев Гумилев в своей книге «От Руси к России», отражая историю нашего отечества под другой точкой зрения, задался вопросом: а почему, собственно, 2 древнейшие мировые цивилизации,- восточная, во главе с Китаем, и западная, включавшая в себя Грецию, Рим, Персию, и иже с ними, и имевшая таких великих полководцев, как Александр Македонский и Кир Великий,- на протяжении многих веков ни разу не пересеклись в завоевательных походах, не имели взаимоотношений друг с другом, и сохраняли взаимную изоляцию вплоть до сравнительно недавнего времени.
Действительно — почему? Почему, даже при технических достижениях в средствах передвижения завоеватели из Европы не планировали идти дальше Урала, а сладкие мечты о территориях японцев и китайцев не заходили дальше Сибири.
И напротив, все мировые потрясения зарождались в недрах евразийской степи на территории современной России, где не раз массы народа собирались воедино и приводили в движение процесс массового переселения народов, уничтожая существующие государства, создавая новые: вспомним тюрков, скифов, гуннов, татаро-монгол. В частности, и болгары, и венгры, и финны, были выходцами из Причерноморья, Урала и Поволжья, т.е. нашими земляками.
Евразийская степь представляла собой постоянный театр военных действий, что и формировало особую евразийскую субкультуру. В средние неспокойные века все воевали против всех по каким-то надуманным причинам: так, пограбить, показать свою доблесть и удаль. Как говорил Чингисхан: самая большая радость для мужчины — это побеждать врагов, гнать их перед собой, отнимать у них имущество, видеть, как плачут их близкие, ездить на их лошадях, сжимать в своих объятиях их дочерей и жен.
В кровопролитных боях зарождалось и русское государство, что было больше объективным фактором, а не только обусловливалось героизмом русских князей, мечтавших сбросить ненавистное монгольское иго.
В период золотоордынской междоусобной борьбы за власть Дмитрий Донской в 1380 году в помощь Тахтамышу разгромил войска узурпатора темника Мамая на Куликовом поле, а в 1382 году хан Тахтамыш спалил Москву, неизвестно только — зачем. Москвичи были от Тахтамыша в шоке, поскольку всех закулисных перипетий между сильными мира сего не знали. Вскоре после этого на Русь надвинулась новая напасть.
В 1395 г. территория Русских княжеств была подвергнута нашествию узбекского эмира Тамерлана, преследовавшего за какие-то там обиды хана Золотой Орды Тахтамыша, и как обычно — русичи оказались крайними. Дмитрий Иванович Донской к этому времени уже умер, поэтому постоять за Русь было не кому. Разорив Рязанское княжество, он направился на Москву. Но к всеобщей радости Тимур не дошел до Москвы совсем немного, и внезапно повернул назад, почему — так и осталось загадкой.
Многие склоняются к тому, что Москву спас образ Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, принесенный из Владимира в Москву, потому что железного Тимура вряд ли могли испугать непролазные российские дороги или следовавшее на помощь Москве литовское войско Витовта. Ибо Тимур был настолько неутомимым и одержимым государственным деятелем, что, не имея военных поражений, он захватил весь Ближний Восток, разгромил Золотую Орду, разорил и разрушил ее города, а позже в 1402 г. разгромил армию мощной Османской империи, а ее всесильного султана Баязида I пленил и возил потом с собой по походам в золотых кандалах.
Таким образом, сам того не ведая, Тимур способствовал падению могущества Золотой Орды, приблизил падение «татаро-монгольского ига», хотя сам был потомком Чингисхана.
Вместе с падением монгольского ига рождалась российская государственность. А поскольку в Россию входит множество национальностей, и все они считаются россиянами, то история с ее хорошими и плохими сторонами является одной на всех. История России- это не только история славян и Киевской Руси. И если это так, то можно говорить и о победах и достижениях отдельных коренных национальностей России тоже как о россиянах на пути к российскому величию.
Вот некоторые наиболее значимые события из российской истории ордынского периода.
Волжская Булгария (современный Татарстан) первым смогла нанести в 1223-1224 г.г. поражение вторгшимся на ее территорию монгольским войскам под управлением полководцев Джэбэ-нойона и Субэдэй-багатура, перед эти разгромившим восьмидесятитысячное киевско-галицко-половецкое войско на реке Калке.
Вслед за булгарами, с монголами начали воевать башкиры, занимавшие на тот момент обширные территории современной Западной Сибири до Иртыша, Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей, республики Башкортостан. Монголо-башкирская война длилась с 1229 по 1236 годы, где башкирские полки нанесли ряд поражений монгольским войскам. Эту войну между башкирским народом и Улусом Джучи (позднее — Золотая Орда) смог остановить только заключенный между ними мирный договор, и башкирские войска как союзники влились в состав монгольских войск.
Лишь разгромив союзников Волжской Булгарии и достигнув значительного численного перевеса в войсках, монголы смогли одолеть этот непримиримый народ, объявивший всеобщий джихад неверным язычникам, каковыми на тот момент были монголы. Монголы с булгарами по примеру башкир почему-то договариваться не захотели, по всей видимости они жаждали мести за перенесенное когда-то поражение 1224 года.
По примеру башкирских эмиров с монголами смог мирно договорится и князь Новгородский Александр Невский. Правда, в отличие от башкир, с монголами он народной крови не проливал, а пролил свою кровь, побратавшись на крови с ханским сыном Сартаком. А русские ратники наряду с башкирскими джигитами пополнили ряды ордынских туменов.
Александр при этом заручился мощной поддержкой со стороны Золотой Орды в деле защиты православной Руси от европейских крестоносных агрессоров, используя черную славу монголов как свирепых и беспощадных варваров, мощь которых крестоносцы познали на землях Палестины, и панически их боялись. И, несмотря на то, что Батый не исповедовал христианские ценности, братские отношения с Батыем не помешали РПЦ причислить Александра Невского к лику святых. Не исключено, что именно по ходатайству Невского русская православная церковь была полностью освобождена от налогов. А русские княжества платили в Орду всего 10 % (десятину) от своих доходов за услуги по обеспечению безопасности от внешней угрозы и урегулированию внутренних споров и междуусобиц. Историки склоняются к тому, что в этот период и расцвело казнокрадство, мздоимство, лишние поборы и приписки, а хищения и обнищание народа списывались на ордынцев под видом «монгольского ига».
Поэт С.Есенин писал: лицом к лицу лица не уведать, большое видится на расстоянии. Это можно сказать и относительно нашей истории. С высоты веков можно увидеть, что русская политика с упадком Золотой Орды несла в себе все признаки правопреемства после нее. От Орды были переняты восточный деспотизм и толерантность, воинственный дух и принципы национального и государственного устройства, система почтовой связи, средств передвижения и налогооблажения. Точно также безжалостно московские великие князья приступили к объединению русских княжеств и ордынских ханств под своей единой властью, утопив в крови даже новгородскую народную демократию. Также Иваном Грозным в упорной вооруженной борьбе было завоевано Казанское ханство, как когда то монголы- завоевали Волжскую Булгарию.
Точно также, по примеру хана Батыя, дабы не искушать судьбу, Иван Грозный поспешил заключить мирный договор с башкирами, сохранившими по договору за собой все привилегии и обширные земли, и оказывавшими «белому царю» военную поддержку.
Правда, землю у доверчивых башкир алчные переселенцы постепенно присваивали за бесценок обманным путем, что не раз приводило к восстаниям, (одно из них самое известное под предводительством Салавата Юлаева в рядах Е.Пугачева). Но башкирские войска, верные своим обязательствам, вплоть до конца 19 века несли военную службу и сражались во всех крупных военных компаниях, участвовали в освобождении России от польских интервентов под руководством Минина и Пожарского, в войне 1812 года с французами.
Взаимоотношения между башкирами и русскими переселенцами отразил в своем поучительном рассказе «Много ли человеку земли нужно» (1886) Л.Н.Толстой.
Рассказ повествует о зажиточном крестьянине Пахоме, которым всецело завладело корыстолюбие, потому что сколько бы он не приобретал земли- ему все было мало. И тут Пахом узнает, что башкиры продают землю за бесценок. Крестьянин на свой страх и риск решается отправиться в башкирские земли за «дармовой» башкирской землей. Его ожидания оправдались, и башкиры действительно согласились продать ему за небольшую цену землю, но лишь столько, сколько он в состоянии обежать до захода солнца. Наутро крестьянин, довольный выгодной сделкой, пустился в путь, но из-за неправильного расчета своего пути опоздал с поворотом в обратный путь, а на обратном пути, чтобы успеть к заходу солнца, уже вынужден был выжимать из себя все последние силы, и на финише этого марафона упал замертво перед подбадривавшими его башкирами. «Много земли завладел!- были слова башкирского старшины.
Этот рассказ звучит почти как притча.
А иные случаи приобретения земли у башкир выглядели анекдотичными: один из башкир согласился на уговор какого-то афериста продать ему земли столько, сколько накроет баранья шкура, а затем порезал шкуру на тонкие лоскуты, наложил на землю, и таким образом обманул башкира на значительную площадь.
Исторические события свидетельствуют, что величие России стало закладываться не Петром I, как это видно из официальной истории, а задолго до него.
Наша историческая наука совсем необоснованно преклоняется перед Западом, переписывая свою историю в угоду Европе. Наверняка и все летописи были уничтожены по указанию свыше со стороны немецких монархов на русском престоле.
По официальной российской истории, русскими сначала управляли хорошие варяги во главе с рюриковичами, затем шли темные времена татаро-монгольского ига, а светлые времена для России вновь начались с царствования Петра I, прорубившего окно в Европу.
Как заметил Чацкий в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (1825)
«…Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!..»
Мы воротим нос от Востока в сторону Запада, стыдясь своего золотоордынского прошлого, и пытаемся всеми силами примкнуть к цивилизованным Европейцам. Учиться у друг друга нации конечно должны, как китайцы за 30 лет научились у европейцев создавать высокие технологии. Но надо понимать, что Европа никогда не примет Россию в свои ряды, т.к. страх перед евразийской степью у них на генетическом уровне, со времен гуннов и Батыя, об этом же страхе говорит и французская поговорка: поскребешь «русского — найдешь татарина».
В чем то они правы. Без эпохи Золотой Орды не было бы сейчас той России с ее обширной территорией, сильной армией, формой централизованного правления, какой она стала после Орды, явившись духовной правопреемницей не только Великого Рима после падения православной Византии, но и Великой Орды, получив в наследство герб в виде двуглавого орла. Да и Крым был завоеван Екатериной II как последний осколок Золотой Орды с молчаливого одобрения других государств.
«Поскреби русского и найдешь татарина»… И поэт Г. Державин, и историк Н. Карамзи́н, и писатель С.Аксаков, и фельдмаршал М. Кутузов, и многие другие выдающиеся русские деятели- вели свою родословную от татар. Иван Васильевич IV Грозный был потомком золотоордынского темника Мамая через свою мать Елену Глинскую. В Русской истории был период царствования(1575-1576) потомка Чингисхана касимовского хана Семеона Бекбулатовича, которого царь Иван Грозный на некоторое время посадил на царский трон вместо себя. А бояре в тот период даже подумывали свергнуть Ивана Грозного, посадив на престол имевшего все права на него как потомок Чингисхана крымского хана Девлет-Герая.
А русский язык? Самым «богатым и могучим» его сделали, в том числе, и слова тюркского происхождения: таможня (от тамга, т.е. клеймо на скот), деньга, айда, балбес, баран, тормоз, ура, казак, казна, лошадь, и много-много других слов.
Правда, с каждым годом все больше назревает проблема сохранения национальных языков. Государство этому способствует. В период с 1927 по 1939 г.г. сначала арабская письменность в татарском, башкирском и других языках была заменена латиницей, потом латиница на кириллицу, хотя скорее всего это было проделано для удобства книгопечатания, и для ускорения ликвидации неграмотности. Однако преподавание даже всех общеобразовательных предметов могла вестись на национальных языках. Многие русские, проживавшие в Татарстане, могли свободно разговаривать на татарском языке, понимать, о чем татарские бабуси судачат в автобусе, знать татарские обычаи и даже затянуть задушевную татарскую песню.
Теперь самостоятельность автономных республик решили несколько подрезать в образовательной сфере и отменить обязательное преподавание национальных языков в республиканских школах. В настоящее время на рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект об изучении национальных языков на добровольной основе не в ущерб государственному языку Российской Федерации. Татары, башкиры, мишари, крашены, чуваши, осетины, дагестанцы, кабардино-балкарцы, чеченцы, ингуши и многие другие выступают против этого закона.
Советский татарский поэт и оренбуржец Муса Джалиль, орудовавший в берлинском подполье, и казненный на гильотине в августе 1944 года, написал свой сборник патриотических стихов «Моабитская тетрадь» на татарском языке на отдельных газетных клочках в берлинской тюрьме «Моабит». Эти стихи не дошли бы до нас, если бы немцы сумели их прочесть. А в этих стихах воспевалась любовь к Родине, призыв к советским бойцам беспощадно уничтожать фашистов с большим сожалением, что не сможет уже сам этого сделать. За подвиг поэту было присвоено звание героя Советского Союза и присуждена Ленининская государственная премия только благодаря этим стихам, вынесенным из Моабитской тюрьмы бельгийским участником Сопротивления Андре Тиммермансом, и переведённым Константином Симоновым:
Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила!
08.06.2018 г.