ТРИ ЖЕНЩИНЫ В ЖИЗНИ В.И.ЛЕНИНА

           «Все гнило  в датском королевстве…». На экраны страны вышел исторический  фильм  Алексея Учителя  «Матильда» об истории люби примы  балета   Матильды Кшесинской и наследника  российского престола, сына датской принцессы и императора-миротворца цесареича Николая.  Споры вокруг этого фильма были нешуточные.     

         Вот и я никак я не могу понять: за  какие  такие заслуги  русская православная церковь  причислила к лику святых  Николая II,  допустившего «Кровавое воскресенье»- расстрел 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге императорскими войсками мирной демонстрации рабочих с их  женами и детьми, организованной  священником русской православной церкви  и революционером Георгием Гапоном, явившийся  толчком к 1 русской революции 1905-1907 г.г.   

       Оправданием  действий  самодержца  в  расстреле  безоружных  людей  может  являться  несанкционированность   митинга. 

         Недовольство властью вызвали к моменту революции  и промышленный спад,   и военные неудачи (русско-японская война), и низкий уровень жизни большей части страны, бедность, а также неудовлетворённость существовавшим уровнем гражданских свобод: отсутствовали свободы слова, печати, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности.

       При первой же возможности, в начале ноября 1905 года, Ленин нелегально, под чужой фамилией, прибыл в Санкт-Петербург и возглавил работу избранного съездом Центрального и Петербургского комитетов большевиков, где взял руководство вооруженным восстанием по свержению самодержавия…

        После поражения революции Ленин  в январе 1908 г. вернулся в Женеву, а в конце 1908 г.  вместе с Крупской перебрался  в Париж, где проживал до 1912 г.

        После революции Ленин  анализирует итоги  революции,   считает новый революционный подъем неизбежным, для чего по его мнению нужна революционная ситуация-   понятие, впервые сформулированное В. И. Лениным в работе «Маевка революционного пролетариата» (1913 года): «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде».

                Вторая эмиграция Ленина продлилась дольше, чем первая: больше девяти лет. В 1911 году он грустно спрашивал в разговоре с сестрой Анной: «Удастся ли еще дожить до следующей революции.       

               Вероятно, кризис среднего возраста не миновал и Ленина. Это наверняка повлияло на внутрипартийные дела.    

          В период с 1907 по 1910 г.  шла внутрипартийная борьба, в том числе  по контролю над финансовыми потоками «большевицкого центра», на Парижском пленуме ЦК РСДРП зимой 1910 года Ленин и его сторонники потерпели тяжелое поражение: был закрыт полуофициальный «большевистский центр», закрыт ежемесячник «Пролетарий», находившийся под контролем Ленина. Была создана Русская коллегия, которой передавались полномочия руководства от имени ЦК на территории России, группа Ленина потеряла контроль над деньгами, полученными по «наследству Шмита» (Речь идет о части наследства, завещанного большевикам владельцем мебельной фабрики на Пресне (Москва) Николаем Павловичем Шмитом, погибшим в ночь на 13 (26) февраля 1907 г. в Бутырской тюрьме, куда он был заключен за участие в революционных событиях 1905 г. в Москве).

       Весной 1911 г. Ленин создал в Лонжюмо, пригороде Парижа, большевистскую партийная школу, читал в ней лекции. В январе 1912 года в Праге была организована большевистская партийная конференция, на которой был продекларирован разрыв с меньшевиками-ликвидаторами.

      5 мая 1912 года в Петербурге вышел первый номер легальной большевистской газеты «Правда». Ленин был крайне неудовлетворён редактированием газеты под руководством  главного  редактора  И.В.Сталина, и  в 1914 г. откомандировал в Петербург для руководства «Правдой» Л. Б. Каменева.    

          Кризис среднего возраста Ленина не повлек за собой  кардинальных изменений  в его личной и семейной  жизни, но некоторыми дополнительными красками его  жизнь все же наполнилась. 

           Примерно в 1909-1910 г.г.  в Париже  сорокалетний  Ленин познакомился с тридцатишестилетней  француженкой с российскими корнями Инессой Арманд,  матерью пятерых детей от двух браков, деятельницей российского революционного движения.    

        До их  знакомства, как бы сейчас сказали, Арманд была «фанаткой» Ленина, под влиянием  работ которого в 1904 г.  она переметнулась от эссеров к большевикам.

         После этого значимого для обоих революционеров  знакомства, Инесса  стала доверенным лицом Владимира Ильича, переводила его работы, преподавала в партийной школе Лонжюмо.     Искренняя дружба Ленина и  Арманд развенчивают все мифы о том, что дружбы между мужчиной и женщиной не существует.

          Супруга Ленина Крупская  также была объектом искренних чувств дружбы со стороны Арманд, и та отвечала ей взаимностью.  Сохранилась переписка Ленина и Арманд, по которым мы можем судить об их взаимоотношениях и чувствах, где большинство писем начинается словами «Дорогой друг…».

          Крупская вспоминала, как они втроем проводили время в Кракове в 1913 году: «Уютнее, веселее становилось, когда приходила Инесса. Мы с Ильичем и Инессой много ходили гулять…». К этому времени Крупская уже страдала базедовой болезнью, отразившейся на ее внешности и физическом состоянии. 

        После расставания в 1912 или 1913  г., когда Инесса по партийным делам уехала сначала в Россию, а оттуда  во Францию, Ленин продолжал писать ей теплые письма:  «Никогда, никогда я не писал, что я ценю только трех женщин. Никогда!! Я писал, что самая моя безграничная дружба, абсолютное уважение посвящены только 2—3 женщинам» (1914 г.).         

       Вообще,  социал-демократы в деле взаимоотношений полов были, своего рода, законодателями моды, активно боролись за свободы и права  женщин, а сама И. Арманд в 2012 г. даже написала брошюру    «О женском вопросе», в которой выступала за свободу от брака.            

         Концепция новой женщины родилась во второй половине XIX века.          

          В это время  родилась теория «стакана воды»,  с подачи  главной женщины-эмансипантки той эпохи, Авроры Дюдеван (французской писательницы Жорж Санд): «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит».

          Новую женщину описывали в своих произведениях наряду с ней  также  Генрик Ибсен, Николай Чернышевский, Иван Тургенев, Лев Толстой.    

         Берущая начало еще со  времен французской и американской революций конца 18 века,  феминизация получила свое дальнейшее развитие в  эпоху   марксизма. Можно определенно говорить о том,  что намного  раньше социалистической революции в Европе прогремела революция сексуальная, по своим масштабам сродни сексуальной революции 60 годов 20 века. 

        Основы марксистского феминизма были заложены соратником Маркса Фридрихом Энгельсом в анализе гендерного притеснения, сделанного в «Происхождении семьи, частной собственности и государства».

        Согласно марксистского учения в сфере женского феминизма,  гендерное притеснение близко к классовому притеснению, и отношения мужчины и женщины похожи на отношения между пролетариатом и буржуазией. Субординация женщины — это форма классового угнетения,  так как служит интересам капитала и правящего класса. Она противопоставляет мужчин женщинам,  предоставляет  привилегии мужчинам  рабочего класса с целью заполучить их поддержку, а также узаконивает  отказ  капиталистов от оплаты домашнего труда, предписанного женщинам (забота о детях, уборка и. т.д.).     

              Эти взгляды разделял и поддерживал и  В. И. Ленин.

          Однако, теорию стакана воды он всё же не считал  марксистской, и по воспоминаниям Клары Цеткин, в беседе с ней  обратился с жесткой критикой этой теории:

       Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм…  Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?..».

       Необоснованно приписываемая  марксизму,  теория стакана воды  привлекла в  марксистские кружки, надо полагать,  множество  молодежи,  в особенности женщин, ранее не интересовавшиеся политикой.       

       Многие женщины  стали лидерами революционного движения. Такие самоотверженные революционерки, как Вера Засулич, Роза Люксембург, Клара Цеткин, Александра Коллонтай, показывали пример всем остальным.  

      Так,  В.Засулич  стреляла в 1877 году в  петербургского  градоначальника  Ф. Ф. Трепова за то, что тот  отдал приказ о порке политического заключенного народника А. С. Боголюбова, не снявшего перед ним шляпы, и была судом присяжных … оправдана, — неслыханный и невиданный случай,  ни до того, ни после в российской юридической  практике.

      А.Коллонтай, российская революционерка, политический и государственный деятель, была замужем за Дыбенко П.Е., российским революционером, и военным наркомом РСФСР, который был моложе  ее на 17 лет. Она отрицательно  относилась к традиционному институту семьи, полагая, что женщины должны служить интересам класса, а не обособленной ячейке общества. По  ее мнению  новая женщина должна следовать таким  принципам, как Победа над эмоциями, отказ от ревности, уважение свободы мужчины, требовать  от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности, не скрывать своей сексуальности и д.п.

      Роза Люксембург,  немецкий теоретик марксизма, философ, экономист и публицист, — имела с 1907 г. роман  с Константином Цеткиным, сыном своей подруги Клары Цеткин, который был на 14 лет моложе ее, и из-за чего подруги долгое время находились в глубокой ссоре,  и не общались друг с другом вплоть до разрыва  отношений влюбленных в 1914 г.

       Сама Клара Цеткин,  немецкий политический деятель, участница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин, в 1897 году в сорокалетнем возрасте  влюбилась в студента Штутгартской академии изобразительных искусств и будущего художника Георга Фридриха Цунделя, который был моложе ее  на 18 лет, и  за которого впоследствии вышла замуж. 

          Она же  в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене, предложила учредить международный женский день. 

       И международный женский день неожиданно сыграл свою самую ключевую роль в революционном движении: проведенная  23 февраля (8 марта) 1917 г. демонстрация женщин за свои права в Международный женский день положило начало  февральской  буржуазно-демократической  революции  в России, низложившей самодержавие…       

        Революционные события в России  застали  Ленина чуть ли не в врасплох, уже не верившего в  скорый приход революции,  и  в  апреле  1917 г.  он срочно поспешил в Россию для взятия на себя руководства вооруженным восстанием.       

         На родину  из Швейцарии Арманд, Крупская и Ленин возвращались в одном купе «пломбированного вагона. Их отношения не прервались и в России.

             В 1917 -1920 годах «товарищ Инесса»  участвовала в боях в Москве, была председателем губернского совнархоза, возглавляла женский отдел ЦК РКП (б), была организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции в 1920 году, принимала участие в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьёй.         

      24 сентября 1920 года Инесса Арманд  умерла от холеры. Незадолго до смерти Инесса записала в дневнике: «Как мало теперь я стала любить людей…Горячее чувство осталось только к детям и В. И. Во всех других отношениях сердце как будто бы вымерло…» Не исключено, что смерть подруги подточила силы Ильича, ускорив и его собственную смерть. «Боюсь, — писала Крупская, — чтобы смерть Инессы не доконала Володю — он плачет и смотрит в одну точку».      

       Похоронили Инессу Арманд на Красной площади у Кремлевской стены.  Ленин и Крупская взяли на себя заботу о детях покойной.      

          Чем закончилась история Николая Романова  мы  все знаем.

           Как знать:  не будь в жизни  Владимира Ильича 3 женщин,  как не будь в жизни Николая Александровича  его 2-3 женщин —  возможно  мы  имели бы совсем другую историю  народов Российской империи и мира.

Задать вопрос

 

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×