ОТЦЫ И ДЕТИ: ПОЧЕМУ ПРИРОДА ВСЕГДА НА ДЕТЯХ ОТДЫХАЕТ?
Все смешалось в доме Облонских.
В русском обществе всегда сильны были идеи братства и справедливости, мечтали построить коммунизм, где бы стерлись грани между городом и деревней, умственным и физическим трудом, трудом и капиталом; где люди работали бы в день по 2 часа, а остальное время отдавалось бы самосовершенствованию, семье, спорту, хобби и другим удовольствиям; где бы полностью отсутствовала преступность, а люди бы жили в полном изобилии товаров и ненадобности денег для удовлетворения своих потребностей. В русском обществе теперь наступили другие ценности и поменялись понятия.
Теперь ошибочно стерлись другие грани: между добром и злом, хорошим и плохим, умным и глупым.
На пути к коммунизму мы смогли стереть грань между городом и деревне только в одном отдельно взятом городе, — называют же Москву «большой деревней». Я дано подозревал, что в Москве уже наступил коммунизм: москвичи могу не работать, а жить от сдачи своих квартир приезжим, Собянин нацелился на минимальную зарплату для москвичей в 110000 рублей, стерта грань между криминалом и законопослушанием (что объединяет с остальной Россией), а в остальном не покидает ощущение, что отношение Москвы и регионов – это отношение метрополии и колоний.
Единственное, что осталось неизменным со времен царя гороха,- это общественные противоречия, во главе угла которых стоят противоречия между отцами и детьми.
Проблему отцов и детей впервые раскрыл русский писатель Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883), в романе «Отцы и дети», написанном им в 60-е годы XIX века.
Тургенев на примере главного своего героя Евгения Базарова показал всю противоречивость молодежи, и этот образ можно соотнести не только с современниками писателя, но и с нашими современными отпрысками.
Главный герой романа является по своим взглядам «нигилистом», т.е. отрицающим общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. Он умнее всех, он одновременно и против либеральных взглядов, и против консерватизма. Также, как и современные молодые люди, он тяготится любовью родителей.
В романе его не раз подводили горячая молодецкая кровь, и юношеский максимализм. Так, едва познакомившись с 28-летней одинокой женщиной Одинцовой на балу у губернатора, Базаров неожиданно признается ей в любви, чем испугал привыкшую к спокойной жизни женщину.
Погостив у своего друга Аркадия в Марьино, Базаров приводит к напряжению отношения с его отцом и дядей- Николаем Петровичем и Павлом Петровичем Кирсановыми,- общаясь с ними без уважения к их возрасту и жизненному опыту, и попирая даже их чувства. Поддавшись мимолетному влечению, он целует любовницу Николая Петровича Фенечку, из-за чего, не только не извинился перед гостеприимными хозяевами, но спокойно принимает вызов на дуэль со стороны Павла Петровича. Удивительное наплевательское неуважение к старшим. Но к счастью, все закончилось в этой ситуации для обоих сторон благополучно.
Побыв недолго после длительной разлуки у своих родителей, отягощенный их чрезмерной родительской любовью, Базаров внезапно уезжает из отчего дома, застав недоуменных отца и мать врасплох, и доведя их своей бессердечной выходкой до глубокого расстройства.
И все же, помыкавшись по гостям, немного потусив с тогдашней «золотой молодежью», не найдя взаимопонимания с окружающими, распрощавшись навсегда с другом Аркадием, и не найдя ни смысла на стороне, ни душевного успокоения, — он вновь возвращается в родительский дом. В родительском доме он вскоре заболевает и умирает. Перед смертью он наконец находит свое место в жизни и ценою собственной жизни лечит простых людей от тифа.
Таким образом, через конфликты и противоречия со старшим поколением он искал и нашел свое место под солнцем. Считая себя умнее всех, от его ума у окружающих и у него самого возникали только проблемы. Отвергнутый всеми он был нужен только своим родителям. И откуда ушел- он туда и возвратился- в отчий дом, осознав, что никаких обид от нас родители не заслужили.
Другой приведенный мною роман тоже изучают в школьной программе, и не менее значим для молодежи и в особенности для школьных выпускников. Это роман Александра Грина «Алые паруса». Мы здесь видим также поучительную картину.
Девушка Ассоль мечтает, как и все современные девушки, о большой и светлой любви, и дни и ночи ждет своего принца на белом коне, и непременно, чтобы жених был богатым, молодым, красивым и добрым. А будущий ее жених мальчик Грей мечтал о дальних странах и карьере пирата, на почве чего, разругался с отцом, и ушел из дома.
Эта книга о большой и светлой любви- любви родителей к своим детям: трогательна любовь отца Ассоль, в одиночку вырастившего свою малышку, и с сожалением отпустившего свою единственную дочь в дальние страны на свой страх и риск с первым встречным «принцем», о котором никто в деревне до этого ничего не слышал, и даже имени не знал. Но поверим, что у этой сказки был счастливый конец, прожили молодые долго и счастливо и умерли в один день.
В этой истории есть что-то и от сказки «О спящей царевне и семи богатырях», с той разницей, что богатырь был один: Ассоль заснула в мечтах на берегу моря, где ее спящей увидел Грей и влюбился по уши. А затем исполнил для нее ее мечту о желанном принце. Мысли материализуются. И если верить по-настоящему во что-то, то оно обязательно исполнится. У Ассоль и Грея была мечта, и она сбылась. Пусть даже ценой скитаний и оставления родного дома.
Сейчас все современные девушки мечтают о принцах. Но не о принце мечтать призову я современных девушек,- а о том, чтобы самим стать принцессами.
Обращаясь же к молодым людям, напомню, что Иван-дурак из русского фольклора — не имеет ничего общего с глупостью, потому, что в России горе от ума. А Ивану-дураку всегда везет, потому что «не умничает», трудолюбив, прост в общении, звезд с неба не хватает, всегда целеустремленен, находчив, смекалист, своевременно решает поставленные задачи, и кто даже из лягушки сумел сотворить принцессу.
Конечно плохо, когда молодые люди, в погоне за мифической птицей счастья забывают о своих родителях.
Но еще хуже, когда великовозрастные дети, вырастая, остаются не у дел, и продолжают сидеть на родительском иждивении, вместо того, чтобы мечтать, и двигаться за мечтой, получить образование, устроится на работу, и самим помогать родителям.
Можно и совмещать работу с учебой, но только не так, как я описывал в статье «Почем опиум для народа» , и не так, как в нижеописанном случае из моего недавнего уголовного дела.
17 летний парень привлекался по ч.2 ст. 158 УК РФ, а оступился на начале своего жизненного пути следующим образом: катался на автомобиле с друзьями по ночному городу. И кто-то из друзей, скорее всего водитель, предложил подзаработать на бензин. Сам подстрекатель вышел сухим из воды, а вот двое из пяти друзей оказались самыми умными, и эту идею подхватили: не смотря на то, что один из них учился в юридическом колледже, они сняли с придорожных канализаций и загрузили в багажник 2 чугунных люка. Парень потом оправдывался на допросе, что уголовное право в колледже они не изучали, а прошли только хозяйственное право.
Допрос проходил с участием матери, и их диалог между собой типичен: мать его пытается вразумлять, а он ее и слышать не хочет, перебивая и «затыкая рот», и считая свою мамку «недалекой»… К счастью для тенейджера, это уголовное дело в суде удалось прекратить. Дай бог, что этот случай послужил ему уроком, и хорошо, что обошлось без тяжких последствий, и никто не угодил в открытый люк.
Конфликт поколений был и будет всегда. Отсюда пословицы, придуманные не иначе как самими обиженными на детей родителями: «балуйте своих внуков, они отомстят вашим детям», «природа на детях отдыхает».
Вспомним, к примеру, так называемое «поколение шестидесятников»: великих артистов Тихонова, Евстигнеева, Броневого, поэтов Рождественского и Вознесенского, певца, композитора и артиста Высоцкого, хлебороба Чердынцева, футбольного вратаря мирового уровня Яшина, политиков Ельцина и Горбачева( чтобы ни говорили плохого об упомянутых политиках, — они были своего рода революционерами, ломая старые общественные устои и создавая новые; на тот момент был запрос общества на перемены, и я помню, как очень многие на тот момент их поддерживали, а во власть пришли тогда молодые политики, создававшие рыночную экономику).
Кажется, что в нашей стране на смену «поколению шестидесятников»,- этим детям войны и талантливейшим людям во всем,- во власть пришло разбалованное поколение фарцовщиков, геймеров и тусовщиков, по настоящему не видевших трудностей, воспитанных в брежневские «застойные времена».
Избалованные своими родителями (хапнувшими сполна в детстве голода, холода, разрухи, сиротства, и желавшими своим детям только счастливого детства), эти дети «шестидесятников» теперь ностальгируют во власти по тем временам стабильности и порядка, выстраивая свой застой, не совсем понимая, что во времена так называемого «брежневского застоя» изобилие и стабильность не с неба падало, а под «застоем» лежала экономическая база: строились заводы, дороги, планировалась экономика, выстраивалась международная политика дружбы и разоружения, принимались льготные пенсионные законы.
Наступили смутные времена, когда даже в пример детям некого поставить.
В советские годы родители для мотивации в учебе ставили в пример своим детям детского писателя Аркадия Гайдара, «уже в шестнадцатилетнем возрасте командовавшего полком» в гражданскую войну. Впоследствии выяснилось, что он был психически больным человеком, и которого едва не расстреляли за неоправданную жестокость. Таков был пример для подражания сегодняшних властителей российских судеб.
Сын писателя Тимур был «тимуровцем» и примерным пионером. А вот внук Аркадия Гайдара- Егор, — придумал в 1991-е годы в молодом правительстве Ельцина шоковую терапию для россиян, спровоцировавшую гиперинфляцию, обесценившую жизнь россиян и денежные вклады в сбербанке многих пенсионеров. Чего и говорить- яблоко от яблони не далеко падает; -отомстил, что называется, внук за деда.
Теперь, если следовать логике, все дело встало за внуками «шестидесятников»…