НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЕ
Сегодня интернет-торговля является важной частью цифровой экономики, которая активно развивается в нашей стране. Участниками этой экономики являются не только работающие в Интернете компании, регуляторы, но и потребители.
Согласно статистики, уже более 80 % российских потребителей оценили удобство и выгоду совершения покупок онлайн: это и круглосуточная доступность, и возможность избежать суеты традиционных магазинов, а также широкий ассортимент товаров, возможность ознакомиться с техническими характеристиками и воспользоваться системой сопоставления цен.
Поэтому, надо полагать, что защита прав потребителей в Сети должна быть отрегулирована в той же мере, в которой это происходит в офлайне. Однако в условиях электронной коммерции покупатель зачастую не понимает, кто именно продает ему товар, кто отвечает за его качество и за безопасность его использования.
В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении законопроект о так называемых товарных агрегаторах, внесенный Правительством РФ под руководством Д.А.Медведева, и регулирующий торговлю в сфере информационных технологий. Но пока данный закон не принят, предлагаем вашему вниманию нижеследующие некоторые рекомендации.
Если договор купли-продажи предусматривает обязанность потребителя предварительно оплатить товар, то в нем должен быть указан и срок передачи товара потребителю (ч. 1 ст. 23.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», далее – закон о защите прав потребителей). А если товар не передан в срок, потребитель в праве потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом (ч. 2 ст. 23.1 закона о защите прав потребителей).
В случае, когда срок доставки был оговорен устно, данная обязанность выполняется в разумный срок или в течение 7 дней со дня напоминания покупателя, что срок доставки истек (ч. 2 ст. 314 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, если товар не доставляется вовремя, -необходимо позвонить продавцу или отправить электронное письмо с напоминанием о необходимости доставки товара.
Если устные переговоры не привели к положительному результату, и получить приобретенный товар потребителю так и не удалось, ему необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией. Также следует обратить внимание на возможность разрешения споров через специальные сервисы используемой вами интернет-площадки, и воспользоваться ими.
Кроме того, если товар был приобретен в российском интернет-магазине, потребитель может обратиться в следующие организации:
— Программа НОТА — независимое объединение товарных агрегаторов, которому можно сообщить о купленном в интернете поддельном товаре;
— Ассоциация компаний Интернет торговли (АКИТ), в случае, если интернет-магазин является ее членом (список можно уточнить на сайте АКИТ), то спор можно разрешить, направив обращение на официальный сайт АКИТ.
Если покупка оплачена банковской картой, а продавец не передал товар в установленный срок, и при этом не выходит на связь, либо уклоняется от общения, держатель карты может обратиться в кредитную организацию с просьбой вернуть деньги по операции. После чего разбирательство будут проводить банк и платежная система.
И конечно же у потребителя есть право подать в конечном итоге на интернет-продавца в суд, если он выполнил все обязательства со своей стороны, а другая сторона уклоняется от этого. Обратиться можно в суд по своему месту жительства без оплаты госпошлины.
А чтобы это было легче сделать — в обязательном порядке еще в ходе изучения ассортимента интернет-магазина необходимо обратить внимание на информацию о продавце, который обязан предоставить покупателю сведения о своем месте нахождения и полном фирменном наименовании (п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом от 27 сентября 2007 г. N 612)