КЛАССИКА РОССИЙСКОГО ЖАНРА-ИДИОТ

               В 2013 году  замечательный роман Ф.М.Достоевского «Идиот» был включён в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Но речь пойдет не о романе.

              В одном из комментариев к  прошлой статье «Везет ли на самом деле дуракам и пьяницам»  один из  коллег  предостерег меня, что за подобную вольность я могу потерять работу и потом даже дворником никуда не устроюсь.

         Признаюсь, что подобной страшилкой меня  пугали очень давно,  еще в советской школе где-то в классе 4-ом или -5-ом. Эта мотивация про дворника почему-то так нравилась  всем родителям всех времен и народов, что передается от одного родителя к другому  из поколения в  поколение как эстафетная палочка.

           Тогда в детстве я не совсем понимал, чем профессия дворника хуже  других профессий, и поэтому для своих чад  я уже несколько переиначил наставление, говоря: «Мне все равно кем ты  станешь, когда выучишься,  хоть дворником, лишь бы профессия  нравилась». Про дворника, однако, не забыл упомянуть и здесь, как  своеобразный  эталон.   

            А с заменой  социалистической формации   олигархо-бюрократической,   выше упомянутая страшилка   порой выглядит даже оптимистично, ибо в эпоху экономических кризисов, безденежья и безработицы для сведения концов с концами можно воспользоваться, наконец, и этой крайней возможностью. Сейчас к такой форме подработки прибегают редко, но зато в начале 90-х, когда уровень инфляции достигал 2000 %-  дворники с высшим образованием были довольно частым явлением.

              Существует  и еще одна  не меняющаяся годами воспитательная мотивация,  причем даже более популярная, чем про дворника.                   

              И такой  неизменной  обучающей мотивацией  являются   обращения учителей к ученикам   словами   «дебилы»  и «идиоты». Причем, ученики прошлого и настоящего  воспринимают такие эпитеты в свой адрес  как  вполне  естественные и   заслуженные, и не связывают их с медицинским понятием умственной отсталости, а  просто как обычное к ним  обращение, такие же как, например,  «друзья». А некоторыми учениками  воспринимается  даже  как комплимент, если удалось взрослых достать.

               С древне греческого Идиот ( ἰδιώτης) — «отдельный человек, частное лицо; несведущий человек». Учителя, скорее всего,  обращаются к ученикам именно в такой вот мягкой форме греческого смысла,   и, следовательно,  отнюдь не со зла, а  для поддержания нормального учебного процесса. А вы что подумали?

               Хотя  от бесконечной  реформы  системы  российского образования, ориентированной с 90-х годов прошлого века на европейские стандарты и поэтому не совсем понятной широкому кругу людей  с российским   менталитетом,- подумать, и про учеников, и про учителей, и про горе реформаторов   несведущий человек может все что угодно.

           И в частности, на примере, такой вот  задачки  по математике для 7-го класса:

          «В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача — сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?»….

      По зубам вам такая задача?

         Поэтому в  современном нашем обществе сегодня как никогда тесно соседствует  и умное и глупое, и  хорошее и дурное,  и  отличить одно от другого бывает порой очень трудно, а грань психического здоровья или нездоровья  часто даже не различима.

           Поколения людей постарше хорошо помнят, как в советские времена за покушения на лидеров коммунистической партии и правительства, а то и просто за выступления против существующего социалистического строя человека могли  запросто определить в «психушку»: ну не может  нормальный  человек в здравом уме и рассудке выступать против  государства равных возможностей и благоденствия.

                 Но кто думает, что подобное осталось в прошлом- ошибается.

                  Один мой клиент в 2015 г. попал  примерно  в такую же историю  местного оренбургского  разлива.

                    70-летний пенсионер Василий Иванович, выйдя на пенсию, решил посвятить свое время общественной деятельности, и охотно ввязывался  в борьбу  с бюрократией разного уровня по любому мало-мальски  значимому для него поводу. Именно благодаря таким активным пенсионерам набирается необходимый кворум при проведении собраний в различных некоммерческих организациях  вроде ГСК, ТСЖ, СНТ, потому что молодым как всегда некогда.

          И вот однажды, решая какой-то вопрос и не найдя нужного решения по вопросу конституционных прав гражданина на здоровье и квалифицированное  лечение, Василий Иванович решил попасть на прием к министру здравоохранения Оренбургской области.                    

        Однако, на прием к министру  охрана его  почему-то не  пропустила.  Василий же Иванович оказался крепким орешком, и так просто сдаваться не стал, а продолжал на протяжении не менее получаса  настойчиво и вежливо  требовать запланированной для себя самого   аудиенции.

                     И тут, совершенно неожиданно для  Василия Ивановича, после запугивания его полицией и других аналогичных угроз,  на место  происшествия  приехала   бригада скорой   психиатрической помощи, надела на ошарашенного  пенсионера смирительную рубашку и  увезла    в психиатрический  стационар.

                   По всему вышла  для Василия Ивановича  незадача как в песне у В.Высоцкого:

                                                                                                             «Мы про взрывы, про пожары

                                                                                                             Сочиняли ноту ТАСС…

                                                                                                             Но тут примчались санитары –

                                                                                                             И зафиксировали нас».

              Продержав сутки в психбольнице,  деда   с миром отпустили. А  незаконное задержание подстраховали  заведением медкарты и   диагнозом: «органическое расстройство личности в связи с сосудистым заболеванием головного мозга, расстройство адаптации с преобладанием нарушения социального поведения».   

             Сотрудники психбольницы потом на суде   давали  следующие  показания  в обоснование принудительной госпитализации :  у Василия Ивановича развилась кратковременная реакция десоциального поведения в связи с тем, что ему отказали в приеме в Министерстве, т.е. находясь  в Министерстве здравоохранения он представлял опасность для окружающих..» (цитата приводится дословно). Вот так, ни много ни мало.  

           В этой ситуации нельзя не отметить  с положительной стороны   работников  городской прокуратуры г. Оренбурга, объективно оценивших действия всех сторон инцидента, и в ответе  на жалобу Василия Ивановича установили   неправомерность  действий медработников, отметив, при этом,  что диагноз психического расстройства  не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями, или на иных причинах, не связанных с состоянием его психического здоровья.

            С этим прокурорским мнением я в целом  согласен.

             Но сомнение все же у меня закралось: а может мы что-то упустили, и психиатры выявели новую форму идиотизма, проявляемую в коллективном бессознательном,  при коллективном взаимодействии  людей.

             Подобное  можно созерцать  на примере всевозможных  видео роликов в интернете, гоняющихся за бессмысленными лайками, или социальных групп несовершеннолетних самоубийц типа «синих китов», или такого секс явления как «синдром Дианы Шурыгиной», или дорожных мажоров «а-ля магда багдасарян»,  и  других. И как раз все это и можно  с уверенностью диагностировать психическим заболеванием «десоциальное поведение».

             А участие в несанкционированных митингах, куда с легкостью вовлекается учащаяся протестующая молодежь?  Если участвуешь в таком митинге —  можно не задумываясь ставить диагноз «дебил», т.к. у индивидуума отсутствует такой естественный инстинкт здорового и думающего человека, как  чувство  самосохранения от государственного правосудия.                     

              И вот уже  с каждым днем мы все больше замечаем результат европейско-американской  ориентации нашего образования, включающее в себя также  и ювенальную юстицию как необходимый атрибут европеизации.                   

                Все чаще и чаще    общество будоражат  сообщения как сводки с фронтов: школьники с оружием нападают на своих учителей и  учеников, или  просто на прохожих; прилюдно жестоко избивают и унижают своих сверстников и без зазрения совести выкладывают эти издевательства в сети интернет, а  школьницы легкого поведения подвергаются сексуальному насилию и ненасилию, и даже беременеют при этом, и так далее и тому подобное.

                Подобные неадекватные поведения школьников  охватывают  не только городские, но и  часто сельские местности.

               Зависит многое, конечно от родителей, но родители почему-то не  вмешиваются в учебно-воспитательный процесс своих чад, во многом благодаря   все той же ювенальной юстиции: наказание ремнем может выйти теперь  боком, в лучшем случае —   ребенка могут определить   в приемную семью или в детский дом. А могут и того хуже.  Ибо каждый современный российский ребенок имеет в своем арсенале номер телефона доверия, по которому он может запросто «настучать» на своих родителей.

              Поэтому многие состоятельные родители при малейшей возможности предпочитают отправить своих детей подальше из родного дома- учиться в Англию, в США, в «гарварды» и в «оксфорды», или на худой конец- по обменной обучающей программе в Германию.

              А некоторые диссиденты в России ошибочно полагают, что молодежь отправляют из России в другие страны по другой причине- специально для того,  чтобы снять накал протестного молодежного движения. Ибо движущей революционной силой во все времена были студенты как наиболее активная часть молодежи. Как видим, это не так.    

            Потому что  с протестующими студентами можно разобраться довольно быстро и проще, как со своими  студентами разобралось правительство Китая  на площади Тяньаньмэнь  в Пекине в 1989 г.

            А что делать с идиотами?                                    

 

 


Задать вопрос

 

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×