В ПОМОЩЬ ДОЛЖНИКУ: О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С КОЛЛЕКТОРАМИ

       В январе 2017 года вступил в силу новый федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ, «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», регулирующий коллекторскую деятельность.

        Но   обращения граждан к адвокатам с жалобами на коллекторов не прекращаются.

          В основном  недовольство граждан вызывают, как и прежде,  правила   совершения телефонных звонков, направления уведомлений.

            Освещу основные положения указанного  Закона, чтобы граждане лучше ориентировались во взаимоотношениях с кредиторами и коллекторами:

    —  О привлечении коллекторов банк (МФО) обязан письменно уведомить заемщика-должника в течение 30-дневного периода. Любое взаимодействие с заемщиком по поводу взыскания долга, за исключением почтовой переписки, вправе осуществлять только непосредственно кредитор или лицо, действующее от его имени и обязательно имеющее либо статус банка, либо статус коллектора (коллекторской организации), внесенного в госреестр.

      —  При смене кредитора (уступка права требования) для того, чтобы новый кредитор получил аналогичные правомочия взаимодействия с заемщиком-должником, он также должен иметь статус банка или коллектора.

        —   Взаимодействие с заемщиком предполагает установление контактов только с ним, но допускает возможность взаимодействия и с третьими лицами при условии, что на это выражено и не отозвано их согласие и согласие должника.

       —   Кредитор можете передать данные о должнике коллектору или новому кредитору только при наличии согласия самого должника. При этом должник может в любой момент отозвать свое согласие, что станет прямым препятствием для передачи взыскания долга коллектору.

         —   Исходя из смысла закона, отсутствие или отзыв заемщиком согласия сделает невозможным для банка или МФО заключение договора цессии, то есть продажу долга.             

          —  При взаимодействии с должником запрещается:

          публиковать данные о должнике в интернете, направлять по месту работы, размещать в зданиях;

           беспокоить должника ночью – с 22 до 8 в рабочие дни, с 20 до 9 в нерабочие праздничные и выходные;

          нарушать установленную частоту взаимодействия – раз в неделю для личных встреч, один раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц для телефонных переговоров;  

          привлекать одновременно больше чем одного коллектора для взаимодействия с конкретным должником;

         вести взаимодействие и работу по взысканию долга в части проведения личных встреч и телефонных переговоров с гражданами, проходящими процедуру банкротство, ограниченными или лишенными дееспособности, находящимися на лечении в медучреждении, являющимися инвалидами 1 группы или несовершеннолетними, кроме признанных эмансипированными;

          скрывать телефонный номер, с которого ведется общение с должником или отправляются СМС, а также звонить с номеров, не принадлежащих кредитору или коллектору.

             В Законе также установлены критерии, ограничивающие категории лиц и организаций, которые правомочны вести работу по взысканию и взаимодействию в этом направлении с должниками. Это касается, прежде всего, ранее судимых лиц, в частности, за преступления против личности, экономические преступления и некоторые другие, а также лиц и организаций, находящихся за рубежом или не включенных в реестр коллекторов. Коллекторы должны иметь официальный веб-сайт, заключить договор страхования ответственности на сумму минимум 10 миллионов рублей и иметь чистые активы в таком же размере.

            Основным, а при несогласии или отзыве согласия должника — единственным вариантом взаимодействия признается почтовое, что, по сути, означает возможность заемщика свести свое общение с коллектором только к получению от него писем-претензий.

            Для общения, переговоров, иных видов взаимодействия заемщик вправе привлечь представителя, но им может быть только адвокат. О наличии представителя должник уведомляет кредитора или коллектора.

               Свое несогласие общаться с коллектором (кредитором), то есть официальный отказ от взаимодействия, заемщик-должник может выразить только спустя четыре месяца со дня образования просрочки по кредиту (микрозайму). Таким образом, у банка (МФО) и коллекторов будет возможность минимум 4 месяца с даты просрочки вести работу с должником, направленную на стимулирование к возврату долга.

            Если заемщик сделал такое заявление и после этого вынесен судебный акт, касающийся взыскания, то у банка и коллектора будет 2 месяца приостановки действия отказа должника от взаимодействия на то, чтобы вести свою взыскательную работу.

              В соответствии со ст.14.57 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность кредиторов и коллекторов за нарушение законодательства по взысканию кредиторской задолженности до двухсот тысяч рублей, а на юридических лиц, включенных в госреестр, осуществляющих деятельность по взысканию долгов- предусмотрен штраф до 500000 руб.

             Должностное лицо службы судебных приставов вправе приостановить деятельность лицензии коллекторского агентства до устранения выявленных нарушений.

             На данный момент на территории Оренбургской области  имеют право осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности 4 организации.

ЗАДАТЬ ВОПРОС…

 

Задать вопрос

 

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×