Верховный Суд Российской Федерации признал за потребителями право проносить в аквапарк свою еду и напитки

             Кроме того, аквапарк обязан отвечать за сохранность вещей, которые клиенты оставляют в шкафчиках, а также обязан впускать даже тех клиентов, которые не согласны соблюдать или не понимают внутренние Правила пользования услугами аквапарка.

     (Определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2017 г. № 306-КГ17-12283).

       Роспотребнадзор Республики Татарстан  направил предписание  Аквапарку  «»Аквапарк-Сувар»»  об исключении  положений, ущемляющих права граждан, а именно: положения об отсутствии гарантий сохранности вещей в шкафчиках и о запрете  проходить со своей едой.

         Жалобы   Аквапарка в суд  на предписания Роспотребнадзора    суды  всех инстанций отклонили,  и признали  незаконными  вышеуказанные положения   Правил пользования услугами по следующим основаниям:

– законодательство не предусматривает установление такого ограничения, как запрет на пронос напитка, для предоставления публичных развлекательных услуг населению. Значит, аквапарк ущемляет права тех потребителей, которые пришли с билетами и с приобретенными вне парка продуктами и напитками, отдавая предпочтение тем, кто приобретает напитки и продукты на его территории. А ведь коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора (абз. 2 п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса);

– это же правило применяется и в отношении лиц, которые не понимают Правил (к таковым аквапарк пытался отнести иностранцев и недееспособных). Суд указал, что независимо от того, кто является посетителем аквапарка (иностранное или недееспособное лицо), организация, которая оказывает публичные услуги, не праве отказывать в заключении публичного договора, только на основании того, что они не понимают правил. И иностранные граждане, и недееспособные лица в равной степени обладают и пользуются всеми правами, предоставленными законодательством РФ;

– потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования не причиняла вред имуществу потребителя (ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»). А значит, оставляя на хранение личные вещи, клиент аквапарка должен быть уверен, что обеспечена их сохранность и целостность на время предоставления услуги. Поэтому положения Правил о том, что аквапарк не принимает на хранение вещи посетителей, а лишь предоставляет им в пользование персональные шкафчики, вследствие чего не несет ответственности за оставленные в них вещи, ущемляет установленные законом права потребителей.