БЫЛ ЛИ В.И.ЛЕНИН ВРАГОМ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА?

           На прошлой неделе 18 ноября 2017 г.  в Ливадийском дворце Республики Крым был торжественно открыт памятник российскому императору Александру III-миротворцу.

       Безусловно,  для нынешних  правителей  России этот император может являть собой образец  для подражания: в его правление Россия не участвовала   в  каких-либо  значительных войнах,   активным темпом шло  становление российской империи на  капиталистические рельсы,  значительно повысились налоги и пошлины, развивалась промышленность, что сказалось   на росте  экономики, значительно укрепилось  самодержавие, в частности путем  свертывания  либеральных реформ, русифицировались  национальные окраины,  жестко подавлялось народно-революционное движение, завершившаяся неудачным покушением на императора и казнью в 1887 г. брата Ленина Александра Ульянова и  заключением в тюрьму сестры Ленина Анны Ульяновой;  внешняя политика была направлена на сотрудничество с ведущими  европейскими державами.  

            Если считать  положительным моментом правления  Александра III его  борьбу  с революционным терроризмом и расширение полицейских мер, то к плюсам   его правления можно отнести также и то, что  в этот период   началась  профессиональная деятельность выпускника юридического факультета  Санкт-Перербургского университета Владимира Ульянова, будущего главы российского правительства, автора декрета о мире и  о земле, сродни  Александру  III-  «активного пацифиста», и по совместительству- организатора революционного  пролетарского восстания.

            К другим знаменательным событиям  середины ноября 2017 года  можно отнести  внесение в Госдуму законопроекта о патриотическом воспитании… 

             Я думаю, что эти 2 события согласуются между собой, т.к. Александр III   несомненно  был  патриотом,   понимавший, что  патриотизм, не  много-ни мало -это основа самодержавия.   

              Но  как ни странно, многие выдающиеся личности  того периода осуждали патриотизм. Например,  граф Л.Н.Толстой, ветеран крымской войны 1853—1856 гг., так же  выступал с осуждением  патриотизма, и   считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным», и  полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению.    В.И.Ленин называл Великого русского  классика «зеркалом русской революции», а   взгляды его самого  на смысл  патриотизма  совпадали с толстовскими.            

           В целом, Ленин скептически относился к  патриотизму, радуясь поражению царского правительства в первой мировой войне и призывая к превращению войны империалистической в войну гражданскую. В противовес буржуазному патриотизму  Ленин выдвигает концепцию пролетарского интернационализма и дружбы между народами (в частности,  затронутую  в работе «О национальной гордости великороссов», написанную им в декабре 1914 г. в ходе полемики с политическими противниками внутри РСДРП, обвинявших Ленина в отсутствии патриотизма и любви к отечеству).

          1 мировая война  в августе 1914 года застала Ленина в эмиграции на территории Австро-Венгрии, и  начало войны обернулось для него обыском и арестом по подозрению в шпионаже в пользу России как российского подданного. 

         Впрочем арест продлился не долго- всего 12 дней, и немецкие жандармы быстро поняли всю нелепость своих действий, поскольку более злейшего врага Николая II,   чем В.И. Ленин,  трудно было найти.

                    Но удивительно было то, что несмотря на активную борьбу со  своими правительствами не все социал-демократы придерживались пролетарского отношения к войне. Вернее сказать- большевики-ленинцы в деле анти патриотизма были в меньшинстве.

       Например, с началом войны германские социал-демократы поддержали в рейхстаге кайзеровское правительство, проголосовали за войну. Это событие стало огромным, ошеломляющим потрясением для социалистов всего мира.

        По воспоминаниям  Г. Зиновьева,  Владимир Ильич  уже задолго до войны не верил в европейскую социал-демократию, но ошибся в своих самых пессимистичных  предположениях, говоря следующее:  все-таки они не такие подлецы:  они бороться против войны, конечно,  не будут, но для очистки совести  будут голосовать против. Допустить, что социал-демократы проголосуют за войну—на это не хватало никакого даже  самого  смелого    воображения.

         В отсутствии патриотизма нельзя было обвинить и многих  российских социал-демократов.

         Первая мировая война  разделила всех социалистов на два течения — «оборонцев» (сторонников войны) и «интернационалистов», или «пораженцев» (противников войны).

        Среди русских социал-демократов позицию «обороны отечества» сразу же занял Г.Плеханов. Он заявил, что, когда речь заходит о защите страны от внешнего нападения, борьба классов сменяется их сотрудничеством.

        На противоположном — крайне пораженческом — фланге оказались большевики во главе с В.И.Лениным.      

       Большевики выдвинули лозунг: «Мир хижинам, война дворцам!». Они считали, что путь к миру пролегает через гражданскую войну против угнетателей, развязавших всемирное кровопролитие.

       В сентябре 1915 г. в швейцарской деревне Циммервальд социалисты из 11 стран подписали манифест, призывавший к прекращению войны.  От социал-демократов России подписи под ним поставили меньшевик П.Аксельрод и большевик В. Ленин. Заканчивался манифест словами: «К вам, рабочие и работницы, к вам, матери и отцы, вдовы и сироты, к вам, раненые и искалеченные, к вам всем, жертвам войны, взываем мы: протяните друг другу руки через все пограничные линии, через поля сражений, через руины городов и сёл. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

        Позднее,  часть правого крыла меньшевиков, вошедших в состав Временного правительства после февральской революции 1917 года, призывала мобилизовать все силы страны для укрепления фронта и тыла. Руководитель меньшевиков   Церетели считал необходимым условием прекращения войны усилия социалистов во всех воюющих странах, выступал за объединение всех социал-демократов на общей платформе.     

          В ответ на оборонческую позицию  российских социал-демократов, вернувшийся из второй эмиграции в апреле 1917 г,.  В. И. Ленин   обратился  к встречавшему  его на вокзале  народу  со знаменитыми  апрельскими тезисами, включавшими  в себя основной план на дальнейшие действия  большевиков, в том числе, выступил с резкой  критикой  войны («кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала»), с абсолютным отказом  от «революционного оборончества»;  а также: никакой поддержки Временному правительству, переход от буржуазно-демократической революции к революции социалистической, проведение  аграрной и банковской реформ, необходимость строительства  не  парламентской  республики,  а республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов, и др.

            Поначалу, апрельские тезисы   критично оценили  даже многие  представители самих   большевиков, и  только спустя несколько дней после их оглашения  были приняты его  соратниками  как руководство к действию, во многом благодаря выдающемуся ораторскому таланту бывшего адвоката Владимира Ульянова/Ленина   

           Сразу после Великой Октябрьской Социалистической  Революции, в результате которого к власти в России пришли большевики, советское правительство выпустило «Декрет о мире», которым предложило всем странам-участницам Первой мировой войны немедленно начать мирные переговоры. Вследствие чего в Советскую Россию в 1918 году началась иностранная военная интервенция 11 государств с целью ее раздела на сферы влияния.  В ответ на это тысячи людей вышли на улицы  городов Лондона, Парижа, Нью-Йорка и других городов   с лозунгами  «Руки прочь от Советской России».  И иностранные войска вынуждены были ретироваться, чтобы не получить революционных событий у себя дома . Таков был пролетарский интернационализм в действии.        

          Прошло уже  100 лет с того дня, когда идея патриотизма не объединяла, а разъединяла наше общество.   Теперь же, в 21 веке  у россиян  «нет никакой,  и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», как сказал другой выпускник Санкт-Петербургского (Ленинградского) университета Владимир  Путин. Правда, есть одно «но»: опять не все с этим согласны.

          

            


Задать вопрос

 

Ваше имя (обязательно)

Ваш e-mail (обязательно)

Тема

Сообщение

×